Адель Фалях. Из Кувейта с любовью

Россия занимает особое место в деятельности первого заместителя министра по делам Ислама и вакфов Кувейта, президента Международного центра "Аль-Васатыя" Аделя аль-Фаляха по популяризации идеи умеренности во всём мире. Его усердие на ниве укрепления связей России с Исламским миром не осталось незамеченным. 4 ноября 2010 года в Московском Кремле президент РФ Дмитрий Медведев вручил доктору аль-Фаляху орден Дружбы. Таким образом, Адель аль-Фалях стал первым представителем арабского народа, удостоенным столь высокой награды в России.

В речи, произнесённой президентом международного центра "Аль-Васатыя" на конференции в Татарстане, он описал своё первое знакомство с нашей страной.

«Моё знакомство с Россией произошло в 1991 году сразу после развала Советского Союза. Я тогда понял, что наступил момент, которым нужно воспользоваться для того чтобы наладить связи между большим исламским миром и мусульманами России и таким образом отдать им должное за их вклад в становление и развитие исламской цивилизации. Я прибыл в Россию тогда, когда её народ переживал тяжёлые времена. Налицо были все признаки развала некогда мощной державы: анархия, произвол, разгул организованной преступности, отсутствие безопасности на улицах, пренебрежение законом, отсутствие доверия к власти и к государственным институтам вообще. Тем не менее, всё вышеперечисленное не отвратило меня от мысли посетить эту страну и, положившись на Волю Всевышнего и рассчитывая на Его довольство, я в составе Комитета мусульман Азии, прибыл туда.

И с тех пор, как я впервые побывал в России и до сегодняшнего дня, я испытываю самые тёплые чувства к этой стране и к её народу. И каждый раз, когда мне задают вопрос, что же влечёт меня туда, я отвечаю, что, в первую очередь, это желание сблизить мусульман России с их единоверцами, проживающими в других странах, это стремление дать почувствовать мусульманам России их сопричастность к великой мусульманской цивилизации, раскрыть им всё богатство Ислама и его культуры. Во-вторых, картина о современном положении мусульманского мира будет неполной без надлежащего знания о жизни мусульман этого региона.

Меня приятно удивило простодушие русского человека, его желание жить в мире и гармонии с окружающими, стремление к духовному самосовершенствованию. Русский человек по натуре своей религиозен и открыт для познания Ислама со всеми его методами и путями, ведущими человека к достойной жизни, счастью и довольству Всевышнего.

Всё это ещё больше воодушевило меня в моём желании преподнести истинную сущность Ислама и его умеренного пути российскому обществу, которое на тот момент слабо представляло себе эту религию.

Теперь, по прошествии многих лет, я могу сказать, что Россия стала для меня особым местом на карте мира, к которому вечно стремится моя душа, переполненная любовью и нежностью к этой великой державе и её народу. Более того я стал испытывать к ней такую же привязанность как и к своей Родине – Кувейту.

У наших народов много общего. Мы вместе работаем над укреплением связей, стремимся к мирному сосуществованию, толерантности и умеренности во взглядах, боремся с проявлениями экстремизма, расовых предрассудков. И эта работа ведётся на уровне правительств стран, а также в рамках различных культурных и социальных проектов, одним из которых и является возглавляемый мною Комитет мусульман Азии.

В своей деятельности наш Комитет опирается на принципы Ислама, провозглашающие равенство всех людей вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности и побуждающие каждого человека и целые народы к солидарности, построению гармоничного международного сообщества. Мы работаем на взаимообогащение культур и традиций разных народов, которые являют собой бесценное сокровище человеческой цивилизации, таким образом, воплощая в жизнь слова Всевышнего сказанные им в Священном Коране: «Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга…» (49;13)».

Теперь давайте поподробнее остановимся на деятельности Аделя аль-Фаляха в России.

Взгляд на деятельность религиозных учреждений России в деле распространения идеи умеренности

В деле распространения и укрепления концепции «срединного пути» Адель аль-Фалях уделяет особое место деятельности Духовных управлений мусульман. Вот что он говорит по этому поводу.

«Религиозные учреждения являются местами сосредоточения мусульманской мысли, где пересекаются интересы отдельно взятых мусульман с интересами общины, где они наиболее полно ощущают свою общность на основе принадлежности к одной религии и взаимодействуют в её рамках. Сама суть такого рода взаимоотношений исходит из следующего аята Священной Книги: «Воистину, верующие – братья» (49: 10).

И такого рода высокий пример взаимоотношений и сотрудничества внутри мусульманской общины и должен лечь в основу межцивилизационного диалога в России».

Направления, в которых должна вестись деятельность Духовных управлений мусульман по распространению и укреплению умеренности

  1. Удовлетворить запросы общества в сфере религиозного просвещения. Следует воспитывать современное поколение мусульман в соответствии с духом и нормами шариата, пробудить в них исламское самосознание, религиозную идентичность. Ликвидировать религиозную безграмотность, царящую в мусульманском сообществе России, заполнить тот вакуум в области религиозного просвещения, который образовался в России за долгие годы гонений на религию. Ознакомить мусульман с такими основополагающими науками как Акыда, Фикх, Хадис, а также с тем духовно-нравственным наследием и богатой исламской культурой, которая была заложена в течение прошлых столетий. Важно также дать понятие современным мусульманам о таком правовом механизме как Иджтихад, одной из задач которого является реализация на практике и сближение теоретических конструкций и правовых разработок учёных-богословов с требованиями повседневной жизни. Неумение сопоставить нормы шариата и нравственные ценности Ислама с современными историческими, социальными и культурными условиями жизни является одной из причин появления и распространения идей экстремизма, отсутствия религиозной терпимости, способствует искажённому восприятию действительности. Проводники идей экстремизма действуют в обход официальных религиозных учреждений и, пользуясь религиозной безграмотностью и юношеским максимализмом своих адептов, сеют смуту и раздор в российском обществе, таким образом, проводя в жизнь интересы различных радикальных политических течений и групп. Для предотвращения таких пагубных тенденций Духовным управлениям следует как можно больше прилагать усилий для просвещения мусульманского сообщества, открывать образовательные учреждения (в том числе педагогические), проводить курсы по изучению Корана, хадисов, фикха, давать понятия о различных богословско-правовых школах.
  2. Воссоздание и упрочение положительного образа Ислама в глазах мирового сообщества в целом и России в частности. Этот пункт напрямую связан с предыдущим. Здесь также основную роль играет просвещение. Важно стремиться к тому, чтобы разрушить укоренившиеся в обществе мифы, негативные понятия и стереотипы, касающиеся Ислама и образа жизни мусульманина. Несомненно, что в этом направлении необходимым является ведение диалога с окружающими, открытое обсуждение проблем, последовательность и систематичность в их разрешении, сотрудничество с обществом в различных сферах жизни.
  3. Способствовать развитию и укреплению патриотизма, чувства любви к Родине, как одной из ценностей, провозглашаемых Исламом. Любовь к своей отчизне, родной земле и народу проистекает из самого естества (фитра) человека. Можно сказать, что человек по сути своей обречён на такое высокое чувство по отношению к своей земле, к тому месту, где он родился, вырос и воспитывался, к тем людям, среди которых он провёл своё детство. Исламский шариат, представляющий собой Божественные установления, поощряет это высокое чувство в человеке, побуждает его к хорошим отношениям с родственниками, соседями, соплеменниками, к сохранению своего языка, своей национальной и гражданской идентичности. Ислам призывает человека бережно относиться к своему языку, изучать историю своего народа, защищать отчизну и её целостность, работать на единство и нерушимость своей страны. И наоборот, Ислам запрещает человеку сеять смуту и раздор в своём обществе, запрещает ему способствовать расколу и сепаратизму.
  4. Духовные управления мусульман должны вносить свой вклад в развитие диалога между различными слоями общества и являться активными его участниками. Ислам способствует культурному взаимообогащению народов, религиозной терпимости. Такое понимание взаимодействия людей проистекает из сознания того что всё человечество берёт своё начало от одного единого предка. А такие положительные качества поощряемые Исламом как благочестие, справедливость, благородство, верность, мужество, стойкость, сострадание созвучны общечеловеческим ценностям (ма’руф – прим. переводчика). Как прекрасно об этом сказал имам Али: «Люди делятся на два вида (в плане твоего отношения к ним). Человек должен быть для тебя или братом по вере или же подобным (и равным) тебе созданием (Всевышнего)».
  5. Важно уметь проводить в жизнь те проекты, которые явились итогом межцивилизационного диалога, пользоваться гарантиями, заложенными в этом диалоге. Без реализации на деле этих планов и проектов цели этого диалога не будут достигнуты. Диалог не должен остаться лишь умозрительной идеей, но он должен способствовать установлению гармонии в обществе и носить практический созидательный характер. Невозможно добиться этого, не имея перед собой чётких целей и не работая над планами их осуществления. Важно разграничить сферы деятельности и вовлечь в эту работу разные слои мусульманского сообщества.
  6. Популяризация и внедрение идей умеренности, справедливости и религиозной терпимости в массовое сознание российского общества. Россия – это яркий пример человеческого общежития, в котором живут и взаимодействуют представители разных конфессий, национальностей, идеологических и политических взглядов. В нашем мире, страдающем от раздоров и переполненном различными «фобиями», важно понять, что дальнейшее положительное развитие человечества невозможно без практического применения идей умеренности и терпимости. Антиподы умеренности – радикализм, категоричность суждений, впадение в крайности, фанатизм – прежде всего разрушительно влияют на саму личность, его психику. В целях и принципах шариата заложен прочный научный и правовой базис для успешного практического применения идеи умеренности. Учитывая божественную сущность шариата, мы можем, конечно же, при правильном его применении, гарантировать отсутствие «побочных эффектов», которыми, как правило, сопровождаются даже самые прогрессивные и гуманные идеи. К сожалению, стереотип, возникший в сознании прежде всего самих мусульман, о якобы существующей огромной пропасти между целями и принципами шариата с одной стороны и требованиями быстроменяющегося мира – с другой, используется многими недобросовестными людьми в своекорыстных целях. Таким образом, создаётся ложный образ Ислама, как религии агрессии и нетерпимости, как устаревшей средневековой концепции борющейся со всем прогрессивным.
  7. Анализ текущего состояния мусульманского сообщества. На религиозные учреждения возложена огромная ответственность по единению мусульман, искоренению всего того что вносит смуту и раздор в их ряды. Для этого мы должны черпать вдохновение из своего великого прошлого, прекрасно сосуществовать с настоящим, уверенно смотреть в будущее и объединять в себе традиции и современность. Также мы должны понять, что без соответствующего анализа положения как мусульманской Уммы, так и России в целом, без тщательного мониторинга событий происходящих в стране невозможна адекватная правильная реакция на тенденции набирающие силы в обществе. В этом случае религиозные учреждения рискуют остаться на обочине политической и культурной жизни в стране и потерять всякое влияния на молодое поколение мусульман. И место официальных религиозных учреждений легко могут занять те кто, воспользовавшись юношеским максимализмом молодёжи, повлекут её за собой в дебри экстремизма и нетерпимости.
  8. Участие в разрешении тех проблем, с которыми сталкивается российское общество. В свете солидарности и взаимодействия религиозных учреждений с остальными членами общества очень важно вносить свою лепту в разрешение тех проблем, с которыми оно сталкивается, быть инициатором и участником различных проектов, способствующих его развитию и процветанию. Просветительские программы, ликвидация религиозной безграмотности, здравоохранение, центры занятости для молодёжи, комитеты по закяту, благотворительные фонды – вот далеко не полный перечень тех социальных и культурно-просветительских проектов в которых могут быть задействованы религиозные учреждения. Также важно сотрудничать с правоохранительными органами в их борьбе с преступностью, наркоманией и со всеми теми пороками, которым, увы, подвержено всё современное мировое сообщество. В сферу деятельности религиозных учреждений также входит пропаганда общечеловеческих ценностей, становление гражданского общества с коллективной и индивидуальной ответственностью.
  9. Способствовать налаживанию связей между Россией и исламским миром в политической, экономической, культурной и других областях. Мусульмане России не должны быть изолированы от остального исламского мира, но они должны сознавать свою сопричастность к мировой мусульманской Умме в соответствии со следующим хадисом: «В проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны единому телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие части тела отзываются на это, испытывая бессонницу и страдая от горячки». И мы горды тем, что работа в этом направлении уже принесла свои первые плоды – в 2005 году Россия была единогласно принята на правах наблюдателя в состав Организации Исламская Конференция.

Отрывок из книги Усмана Абдурахима «Концепция умеренности в учении Аделя аль-Фаляха». Перевел Арслан Тимербулатов.




комментариев