Разговоры вокруг Грозненской фетвы

Оставим свои амбиции в благородном деле

Как отмечено мусульманскими богословами, «исламская мысль подвергалась трансформации не только с течением времени и с изменением ситуации, а также менялась вместе с переменами в суждениях ученых в отношении тех или иных вещей, например в отношении понимания аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему). Благодаря подобным изменениям возникли различные мазхабы, толки, языковые школы, суфийские тарикаты. В этом заключается богатство арабской исламской мысли, не говоря уже об огромном количестве источников»1.

Конечно, каждый из них претендует на большую или полную правоту. Но вместе с этим одни (кто имеет обширные знания и глубокую рассудительность) оставляют за собой и другим также иметь такое же право, и уважительно относится к мнениям своих оппонентов, даже ведя с ними спор.

Аш–Шафии говорил: "Дискутируя с кем–либо, я, как правило, считаю себя правым, а оппонента — ошибающимся, но при этом я допускаю, что могу ошибаться сам, в то время как мой оппонент может быть прав". Не обладая и тысячной долей знаний этого великого учёного, мы никогда ничего не "допускаем"2. Ведь такое «допущение» – есть тонкая грань в душе благочестивых, она нарушается часто из-за наших амбиций. Когда амбиции в людях захлестывают и к этому еще у них есть стремление к первенству и к власти, они готовы использовать грубую силу для решения своих задач, что и было не раз в истории.

А вторые, которых больше встречаются в жизни, пытаются быть последней инстанцией истины, что недопустимо и вызывает серьезные проблемы. «Самая большая трагедия современного мусульманского общества — это требование со стороны каждого, имеющего свое мнение, права на провозглашение своей точки зрения, на свободное распространение ее, а впоследствии запрет по отношению к остальным пользоваться этим правом»3.

Узаконенная инквизиция в светском государстве

Как было отмечено президентом страны: Россия – светское государство, соответственно оно не должно проявлять симпатию определенному религиозному сообществу.

Не следует привлекать власть для разрешения вопросов богословия внутри какой-либо религии, иначе мы повторим те же ошибки истории средневековья, когда в Европе католическое христианство, создав орган «Святая инквизиция» («Святой отдел расследований еретической греховности») начало преследование любого инакомыслия в своем пространстве.

Поэтому неправильно обязывать, как говориться в резолюции конференции, всех имамов, преподавателей ислама и проповедников руководствоваться данной фетвой, говоря, что она была достигнута с «согласия учёных» («иджмаа улема»). Как можно дать такой уровень – «согласия ученых» этой фетве, когда внутри страны две крупнейшие религиозные организации ЦДУМ и СМР не согласились с данной позицией. Разве это не игнорирование их мнений?! Если изначально был дан курс – «Мы примем и обязуем других принять это», то это похоже на дела муътазилитов во времена Дамасских и Багдадских халифов, когда те, склонив в свою сторону правителей, начали насаждать свою идеологию всем остальным. К каким трагедиям все это привело нам известно.

В нашем обществе более востребовано наличие экспертной комиссии, которая будет разносторонне исследовать вопросы и проблемы религиозной жизни людей и предлагать некие рекомендации. Однако у ее членов не должно быть полномочий принимать «окончательный приговор», не подлежащий обжалованию.

1 февраля 2007 г. на пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина, глава государства отметил, что «и традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться — и сегодня, и в будущем — и к тому, и к другому».

Если стало очевидно, что Грозненская конференция на данном этапе вызвала негодование у определенных последователей традиционной конфессий, а также многих богословов арабского мира, то, что же будет, если тезисы ее резолюции станут обязательными для исполнения в стране. А это бесспорно приведет не только к некой напряженности внутри страны, но также и к охлаждению и ухудшению отношений между Россией и рядом мусульманских стран.

У какого региона есть опыт подходящий и для других?!

Если у наших братьев из Чечни есть навыки для борьбы с терроризмом и радикализацией, и они хотят поделиться опытом, то это не плохо. Однако такие навыки должны пройти серьезные испытания временем, принести желаемый результат, которого, увы, мы не видим ни в одном регионе. Если такое удастся кому-либо, затем возникнет другой закономерный запрос – подойдет ли данный опыт для каждой местности?

Нет ваххабизма, есть только невежество и радикализм, а они среди всех слоев и групп населения

Радикально настроенные люди, особенно молодежь, всегда во всех обществах были и будут. А что касается так называемого ваххабизма, многим тем, которые были и жили в арабских странах известно, что данной проблемы под названием «ваххабизм» как таковой нет. Есть радикально настроенные группы и течения под разными другими названиями. Конечно, суть не в названии, а в нас самих, в нашей компетенции и методах борьбы. В конце концов невозможно победить какую-либо идеологию только «полицейским методом» - запретом, который имеет обратный эффект.

Надо признать, что в таком сложном деле – просвещении людей - у нас не хватает знаний, опыта, мудрости и главное - благородного сердечного отношения к другим. Всевышний Аллах в Своем Вечном назидании для всех времен говорит Своему Посланнику, мир ему, а через него нам всем: «По милости Аллаха ты стал мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах». (Св. Коран 3:159) Как же подходит это и сейчас для всех нас!

И было отмечено в своих трудах покойным шейхом Мухаммад Садык Мухаммад Юсуфом, что на основе мазхаба «Ахлюс-Сунна-валь-джамаа» лежит стремление к чистой сунне и васатыйному Исламу. Их путь – это распространение исламского просвещения, дух терпимости и братства, следуя во всем этом великим предкам «саляфам». Только так можно положить конец разногласиям и раскольничеству, устранить фанатизм, ересь и суеверия.

Теперь уже организаторам конференции должно быть понятно, когда волей-неволей, страсти усилились, дальше нельзя продолжать в таком же ключе – обязывать остальных к подписанию резолюции. Иначе дальнейшие попытки будут только усугублять обстановку и отношения между мусульманами нашей страны.

И в итоге, предположим, что каким-то путем или давлением духовные управления страны подписали ее вынужденно, то принесет ли такое положение вещей нашей стране желаемый результат?

1 Мухаммед аль-Авва. Интеллектуальный плюрализм – это врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Ислам в современном мире. Ежеквартальный научный альманах. Выпуск № 1-2 (25-26) 2012. Изд. «Медина».

2 http://ikrima.livejournal.com/30852.html

3 Мухаммед аль-Авва. Интеллектуальный плюрализм – это врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Ислам в современном мире. Ежеквартальный научный альманах. Выпуск № 1-2 (25-26) 2012. Изд. «Медина».



комментариев