Борьба со стрессом согласно Корану

Стресс – самый распространенный недуг современности.

Именно стресс входит в число причин таких заболеваний, как язва желудка, ишемическая болезнь сердца, депрессия, аутоиммунные заболевания, гипертония, диабет и даже рак.

В более мягкой форме стресс выражается в беспокойстве, агрессивном поведении на работе, учебе или дома. Распространенные проблемы со здоровьем, такие как мигрень, бессонница и даже ожирение, тоже ассоциируются со стрессом. Никто из нас не защищен от стресса, но у некоторых получается бороться с ним лучше, чем у других.

Стресс возникает в связи со следующими факторами:

- страх неизвестности, попытки просчитать будущее или контролировать свою судьбу;

- потери близких людей или ценных вещей и наша неспособность возместить себе эти потери;

- внутренний конфликт между нашим сердцем и разумом, между реальной правдой и нашей неспособностью принять эту правду. Признание правды может заставить нас изменить наш образ жизни и привычки, которым мы следуем по каким-то соображениям.

Давайте выясним, каким образом Коран предлагает нам регулировать такие ситуации.

Наши потери – испытание для нас:

«Мы испытываем вас то тем, то другим способом: страхом, голодом, недостатком, некоторыми потерями имущества, жизни близких и плодов. Только стойкость спасёт вас от этих тяжёлых испытаний. Обрадуй (о Мухаммад!) терпеливых - тех, которые, когда постигнет их бедствие, верят, что благо и бедствие от Аллаха Вездесущего, и говорят: «Поистине, мы во власти Аллаха, и лишь к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия и при награде и при наказании»» (Аль-Бакара, аяты 155-156).

Поэтому в Исламе нет концепции полной собственности над вещами и жизнью. Все принадлежит Аллаху, и все к нему возвращается. Тогда почему мы оплакиваем потерю, если вещь нам и так не принадлежала? Переживать из-за таких вещей – абсолютно бесполезное занятие.

Наша судьба определена заранее. Мы не можем ее контролировать. Мы в состоянии контролировать только наши добровольные поступки, наши действия, наш выбор между добром и злом, между верой в Бога и неверием, но мы никак не можем контролировать завтрашнее событие, если оно никак не связано с нашими усилиями. Например, кто родится у моей жены, сын или дочь, какого цвета будут его или ее глаза, попаду я завтра в аварию или нет. Переживать о таких вещах точно так же бессмысленно.

Отказ человека верить в Бога, согласно Корану, является болезнью. Это отрицание истины связано с гордыней:

«В их сердцах болезненная зависть и ненависть к верующим, а также испорченная вера. Аллах же увеличил их заблуждение и зависть победой истины. Их ждёт в земном мире и в будущей жизни мучительное наказание за то, что они лгут и отрицают истину» (Аль-Бакара, аят 10).

Три стадии духовного развития:

- Чувственная душа

«Я не оправдываю свою душу, утверждая, что она не может быть грешной. Ведь душа человека по своей природе толкает ко злу, поддаётся соблазнам зла и приукрашает зло и дурные поступки, кроме тех, которых Аллах помилует и предохранит от зла и греха. Я прошу у моего Господа милосердия и прощения. Ведь Он Прощающ, простит покаявшимся их грехи и не будет способствовать успеху козней изменников!» (Юсуф, аят 53)

Такая душа стремится к чувственным удовольствиям, страстям, потаканию своим прихотям; она склонна к злобе, зависти и тщеславию. Ее больше заботит удовольствие тела, удовлетворение физических аппетитов и своего эго. Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) говорил:

«Ваш самый ярый враг – ваше собственное зло, которое находится внутри вас» (Аль-Бухари).

Если за этим злом не следить, то оно может привести к необычайному стрессу и соответствующим последствиям.

- Раскаивающаяся душа

«Клянусь непреложно Днём воскресения, являющимся непререкаемой истиной, и душой, упрекающей самое себя за прегрешения и небрежное исполнение религиозных обязанностей, что вы будете воскрешены, когда будут собраны ваши разбросанные кости» (Аль-Кийама, аят 2).

Такая душа осознает, что такое зло, противостоит ему, просит милости Божьей и прощения, раскаивается и пытается изменить себя в надежде обрести спасение:

«Есть и другие люди, которые причиняли тебе (о Мухаммад!) и верующим вред, но затем признались в своих грехах и пошли праведным путём Аллаха. Эти совершали добрые и злые дела, поэтому, может быть, Аллах простит их, поскольку они покаялись. Поистине, Аллах милосерден к Своим рабам! Он обращает Свой взор к Своим рабам, которые каются, и прощает их» (Ат-Тауба, аят 102).

Такая душа предостерегает людей об их напрасных желаниях, наставляет их и открывает двери для благодетели и праведности. Это верный шаг в духовном развитии.

- Умиротворенная душа

«О душа, обретшая спокойствие в истине! Вернись к своему Господу довольной блаженством и милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершёнными в земной жизни! Войди в число Моих благочестивых рабов! Войди в Мой рай - жилище вечного блаженства! (Аль-Фаджр, аяты 27-30). Внутренний мир может быть достигнут только посредством веры в Бога и частого его поминания.

Это наивысшая ступень духовного развития. Умиротворенная душа пребывает в состоянии блаженства, спокойства и мира. Такая душа находится в мире с собой, поскольку знает, что, несмотря на все проблемы в этом мире, она вернется к Богу.

Что предпринять в кризис?

В состоянии паники неверующие ведут себя совсем не так, как верующие. Им не к кому обратиться, попросить милости и прощения, их жизнь – эта, временная жизнь, которую они не могут контролировать, поэтому они еще глубже впадают в депрессию и ухудшают свои проступки. Если они привыкли иногда выпивать, то в стрессе они начнут пить больше и станут алкоголиками, преступниками или прибегнуть к суициду.

С другой стороны, верующему следует делать следующее:

- увеличить зикр (поминание Бога);

«Те, которые обращаются к Аллаху с покаянием и руководствуются истиной - они верующие, чьи сердца успокаиваются при поминании Аллаха Всевышнего, когда они читают Коран и совершают благочестивые деяния. Поистине, сердца действительно успокаиваются только при упоминании величия и могущества Аллаха и при снискании Его благосклонности путём повиновения Ему» (Ар-Ра’д, аят 28).

- увеличить количество своих молитв:

«О верующие, обращайтесь за помощью к терпению и молитве - основе исламских обрядов. Поистине, Аллах благоволит к тому, кто терпелив и стоек духом!» (Аль-Бакара, аят 153).

- просить прощения:

«Я говорил своему народу: "Попросите же у своего Господа прощения за неверие и неповиновение. Поистине, Он прощает грехи вернувшимся к Нему кающимся» (Нух, аят 10).

«Аллах не меняет положения людей: не ведёт их от нужды к благополучию, от силы к слабости, пока они сами не переменятся душой в соответствии со своими стремлениями» (Ар-Ра’д, аят 11).

Суммируя вышесказанное, стресс обусловлен недостатком внутреннего мира из-за конфликтов внутри нас самих и ведет к внешним проблемам в нашем поведении и здоровье. Внутренний мир может быть достигнут только верой в Бога Всемогущего и частым Его поминанием, а также обращением к нему за помощью и прощением в трудные времена.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев