Государство всеобщего благосостояния в Исламе

Идея государства всеобщего благосостояния (welfare state) в последнее время получила весьма большую популярность. Каждое современное государство стремится тем или иным способом обозначить себя, как «социальное», «государство всеобщего благоденствия» или «государство всеобщего благосостояния». Исламский же подход к этому вопросу несколько шире.


Государства благосостояния на Западе

Термин «государство всеобщего благосостояния» означает государство, которое стремится:

  1. Обеспечить социальную защиту всем категориям населения при несчастных случаях, болезни, безработице, по старости и инвалидности.
  2. Обеспечить социальную справедливость и справедливое, равное распределение доходов и богатства между всеми гражданами.
  3. Предоставлять гражданам бесплатное или оплачиваемое государством образование и медицинское обслуживание.
  4. Поддерживать полную занятость населения.

Современные государства, в первую очередь, западные, сделали очень много для подобного обеспечения благосостояния собственного населения. В этих странах развиваются различные модели повышения социальной защиты населения, предоставления бесплатного образования и медицинского обслуживания.

Многочисленные программы социального обеспечения предусматривают выплату семейных и детских пособий, предоставление льготного питания, безвозмездных или льготных ссуд на приобретение домов, автомобилей и бытовых товаров, оказание медицинской помощи, праздничные надбавки и т.д.

Исламская концепция государства благосостояния

Исламский подход к государству благосостояния отличается от западного тем, что на Западе упор делается только на материальном благосостоянии народа. А духовная сторона игнорируется практически полностью. Исламский же подход исходит из того, что материальное благосостояние является лишь частью более широкого благосостояния общества.

Одинаковое внимание и забота о соблюдении верующими молитвы и закята очень наглядно показывает, как Ислам стремиться сочетать духовное и материальное благосостояние. Весьма показательна в этом отношении молитва, приведенная в Коране: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» (Коран, 2:201).

Таким образом, забота исламского государства и исламского общества направлена на обеспечение не только материального, но и духовного благосостояния. Не только на процветание и успех в этом мире, но и на успех в мире вечном.

Справедливое распределение доходов

Для обеспечения благосостояния народа исламское государство должно исполнять свой долг по справедливому распределению общественных доходов между всеми категориями граждан. Особенно это касается незащищенных слоев населения, бедных и нуждающихся

Аллах Всевышний говорит: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам…» (Коран, 8:41)

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников…» (Коран, 9:60)

В отношении обязанностей исламского общества по отношению к бедным и нуждающимся Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах наложил закят обязанностью на мусульман. Он собирается с богатых из вас и распределяется среди нуждающихся из вас» (Муслим), «Правитель является покровителем всех, кто не имеет других опекунов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Социальная защита, обеспечиваемая исламским государством, не делает различия между мусульманами и немусульманами. Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) однажды встретил зимми (немусульманина, находящегося под защитой мусульман), просящего милостыню. Он назначил ему пенсию и освободил от уплаты налога джизья.

Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) величайший и никем не побежденный полководец Ислама как-то заключил договор с немусульманами из Хира. Данный договор предусматривал положение об оказании финансовой помощи малоимущих из числа немусульман.

Обеспечение основных потребностей


Священный Коран подчеркивает основные потребности человека в строках: «В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя». (Коран, 20:118-119). Таким образом, основными потребностями человека являются: защита от голода и жажды (пропитание), защита от наготы (одежда), защита от зноя (жилье).

Пророк Ислама (мир ему и благословение) также обозначил минимальные жизненные потребности человека известном хадисе: «Сын Человеческий ни на что не имеет больше прав, чем, на дом, в котором он может жить, на какой-нибудь кусок ткани, которой он может скрыть свою наготу, на кусок хлеба и воду» (ат-Тирмизи).

Аллах Всевышний даровал каждому человеку жизнь. А мусульмане, как представители Аллаха на этой земле, в свою очередь, обязаны предоставить людям минимум необходимого для жизни. Некоторые исламские правоведы утверждали, что даже верность и лояльность граждан исламскому государству напрямую зависит от того, насколько государство гарантирует им их основные жизненные потребности.

Герберт Уэллс заметил: «Ислам создал общество более свободное от широко распространенной жестокости и социального угнетения, чем любое общество, которое когда-либо существовало в мире ранее».

Образование и здравоохранение

Образование и здравоохранение играют очень важную роль в повышении благосостояния, как отдельных граждан, так и в развитии всей нации. И исламское государство, обязанное обеспечить благосостояние собственного населения не имеет права игнорировать эти два сектора.

Таким образом, одной из главных обязанностей исламского государства является предоставление населению бесплатного или оплачиваемого государством образования и медицинских услуг. Стоит вспомнить об опыте исламского государства в средние века, когда оно предоставляло всем желающим не только бесплатное образование, но и бесплатные общежития, учебные книги, а также деньги на расходы.

Что же касается уровня медицины, которое должно обеспечивать исламское государство своим гражданам, то равных мусульманам в этой области долгое время не было. Именно благодаря достижениям мусульманской медицины и врачевания современная западное здравоохранение и достигло своих сегодняшних высот.

Духовное благосостояние


Основой же и венцом всего перечисленного выше материального и физического благосостояния, которое обеспечивает исламское государство своим гражданам, является благосостояние духовное. Для достижения этого исламская система правления, социальная, экономическая, образовательная, воспитательная и иные системы выстраиваются в полном соответствии с Кораном и Сунной.

Мусульманские граждане имеют возможность привести свою жизнь в соответствие с учением Ислама. В то время граждане немусульмане обеспечиваются полной религиозной свободой, чтобы они могли исповедовать свою религию без каких-либо ограничений.

Кроме того, исламское государство должно беспокоиться о духовном благосостоянии не только своих граждан, но и жителей других стран. Поскольку оно обязано до них путем призыва и увещевания донести истинность Ислама и показать путь к спасению в мире вечном.

Чтобы не только жители исламского государства, но и окружающих стран осознали спасительную формулу исламского подхода к истинному благосостоянию: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (Коран, 6:162).



комментариев