Халяльный Башкортостан

Ежегодно сфера услуг в Башкирии становится более узкоспециализированной. К примеру, в Уфе растет спрос и предложение на халяльные услуги. Совсем скоро появится и специальное мусульманское такси. BONUS выяснил причину популярности халяльных услуг в башкирской столице.

Халяль – по стандарту

В республике халяль начал развиваться с продуктов питания примерно десять лет назад. По словам руководителя Комитета по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман РБ Тимура Шангареева, «первой ласточкой» на этом поприще стала крупная республиканская птицефабрика, выпустившая на рынок халяльных кур.

– Бурное развитие началось около полутора лет назад. На сегодняшний день в республике и близлежащих регионах около 30 предприятий, предоставляющих халяльные услуги. Помимо производства и продажи продовольствия, это медицинские услуги, турфирмы, магазины одежды и ритуальные салоны, – отмечает Шангареев. – Комитет по стандарту «Халяль» создан в республике в прошлом году. Он занимается сертификацией и развитием халяльных предприятий. Таких центров сертификации в России всего три – в Уфе, Москве и Казани.

По словам Тимура Шангареева, наибольшей популярностью среди халяльной продукции пользуется продовольствие:

– Из всей птицы на прилавках Уфы почти 90% – халяль. Это показатель того, что птицефабрики массово переходят на производство такой продукции. Как говорится, спрос рождает предложение.

Среди покупателей халяльной продукции как мусульмане, так и немусульмане. По словам Шангареева, баланс сохранен примерно 50/50. Это объясняется тем, что «люди воспринимают халяль не как религиозный знак и принадлежность к определенному вероисповеданию. Халяль воспринимается как определенная характеристика качества».

– Человек знает, что покупает. Приобретая халяльную курицу, он рассчитывает, что она не убита, скажем, током, а изготовлена по канонам ислама, – объясняет популярность халяльных продуктов председатель Совета по делам религий при Правительстве РБ Вячеслав Пятков.

По словам управляющего халяль кафе Азамата Хасанова, покупатели выбирают халяль, потому что уверены в «чистоте» продукции и стерильности производства:

– На самом деле, принципиальных мусульман в Уфе не очень много. Например, халяльные обеды заказывают примерно 70 % немусульман. Самые ходовые халяльные продукты, по словам Хасанова – колбаса и мясо птицы.

Бизнес идет навстречу верующим

Уже пару лет в республике существуют специальные магазины мусульманской одежды и атрибутики. В магазинах женской одежды продавцы – только женщины.

– Наши сотрудницы ходят в платках и регулярно, по правилам, читают намаз, – говорит арт-менеджер магазина мусульманской одежды Алия Халикова. По ее словам, верующие продавцы вызывают у покупателей больше доверия, чем в обычных магазинах. Клиенты более расположены и к покупке, и к беседе.

– Сейчас халяльные услуги и продукция очень популярны на российском рынке. Мы планируем развиваться и дальше, уже открыли магазин в Нижнекамске. К нам приезжают оптовики из Екатеринбурга, Дюртюлей и других городов. Интересно, что «правоверная» одежда востребована не только мусульманками. «Правоверным» христианкам в Уфе бывает проблематично найти закрытую одежду по своему вкусу. Мусульманская одежда для повседневной носки – не обтягивающая, ткани неяркие и непросвечивающие. Поэтому такие вещи – длинные платья, юбки, платки – выбирают для себя и представительницы других конфессий, – объясняет Халикова.

С недавнего времени в этом направлении начали работать и салоны красоты. Согласно шариату, женщине нельзя показывать свои волосы не только мужчине, но и женщине другого вероисповедания. Не говоря уже о других, специфических, услугах стилистов.

– Раньше я всегда делала прическу дома, у меня был один постоянный мастер. Потом она переехала в другой город и возник вопрос с парикмахером. Нашли салон, в котором в определенные дни ведется «мусульманский» прием, – рассказывает Кадрия Таюпова. По ее словам, очень удобно и спокойно, когда можно посетить салон красоты без нарушения законов шариата.

В этом году в Уфе открылась первая клиника, где мусульманам предоставляются услуги по нормам шариата. Основной принцип – гендерное обслуживание.

– Мужчин обслуживают мужчины. Женщин – женщины. Если мусульманке необходима консультация врача-мужчины, на приеме должен присутствовать мужчина с ее стороны. Например, муж или отец. Такие случаи редки, но они бывают, – говорит главный врач медицинской клиники Зиля Халикова.

Другой принцип халяльной медицины – отсутствие спиртосодержащих лекарств. Также востребованы обрезание, вакуумный массаж, лечение маслом черного тмина, медом и хной – процедуры, одобренные шариатом. Безусловно, они могут быть предоставлены и представителям других вероисповеданий.

Совсем скоро в Уфе появится мусульманское такси.

– В первую очередь будут учтены особенности мусульманских традиций и простые правила этикета. Водители не будут курить в машине. Будет звучать «приличный» музыкальный репертуар. Вопрос о женщинах за рулем для клиенток-дам пока не решен, – рассказал руководитель Комитета по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман республики Тимур Шангареев.

КСТАТИ

Халяль в переводе с арабского означает «дозволенное». Понятие это широкое – халяльными могут быть еда, одежда, поступки, деньги (то есть заработанные честно). Мясо животного, заколотого с именем Аллаха – дозволенное. При забивании скота, по мусульманским правилам, произносятся специальные слова. Скотине перерезают сонную артерию и переворачивают так, чтобы вытекла вся кровь. Строго запрещены по шариату свинина и алкоголь. Это харам – грех. Даже для тех, кто, скажем, участвует в перевозке спиртного.



комментариев