Христианин о хадже. Мысли вслух

В аудитории было всего семь или восемь студентов, хотя она предназначена для тридцати-сорока человек. Я был новеньким, перевелся во втором полугодии после того, как отучился семестр в Египте.

Нашим учителем был хорошо одетый марокканец сорока с лишним лет по имени Айман, с тихим голосом при разговоре на английском, но сильным и звонким голосом на арабском. Другие студенты впервые видели преподавателя после каникул, и когда он зашел, его сразу засыпали вопросами: «Расскажите нам о вашей поездке! Как там, в Мекке?»

Айман ответил: «Вы даже не представляете. Все вместе, движутся как единое целое, мусульмане со всего мира… Это неописуемо».

Айман только что реализовал свою главную жизненную цель, совершил хадж. И хотя я многое узнал о хадже на уроках Ислама, именно в этот момент я начал понимать важность хаджа для мусульман».

Глядя в глаза учителя, видя мягкую улыбку на его лице, я знал, что он уже был не в аудитории – в мыслях он вернулся в Великую мечеть, одет в белые одежды, совершает обход вокруг Каабы вместе с 3-миллионной толпой единоверцев.

Это был опыт, который изменил его жизнь и навсегда с ним останется.

Паломничество! Зачем?

Наблюдателю, незнакомому с Исламом, хадж может показаться самой странным и архаичным аспектом Ислама. В частности, люди того же происхождения, что и я, христиане-протестанты, если слышат слово «хадж», то думают о нем с подозрением и чувством превосходства.

Мы зачастую пренебрегаем практикой паломничества – путешествия в святые места – в рамках общего отрицания религиозных обрядов и ритуалов. Протестантская традиция утверждает, что Бог присутствует везде, и если мы можем молиться Богу в своих домах, то тогда зачем выполнять странные ритуалы в особом месте, считающимся священным?

Многие протестанты категоричны в вопросе о том, что вера должна проистекать прямо из сердца, и считают любые ритуалы в лучшем случае фальшью, а в худшем – чем-то опасным.

Один из главных моментов христианства, который очень ценят христиане, заключается в идее взаимоотношений с Богом - Бог хочет познать нас и быть познанным нами лично, что выходит на пределы конкретного набора религиозных обрядов.

Но когда я познакомился с мусульманами, такими как Айман или другие, мой разум действительно осознал мощь подобных церемоний и обрядов. Они не то что не являются препятствием в отношениях с Богом, но должны быть одним из главных путей приближения к Богу.

А самый трогательный из этих обрядов, рассказы о котором я хотел бы слушать снова и снова, - это хадж.

Трансформация разума

Один из самых поразительных рассказов о хадже, который я прочитал, был написан человеком, умершим задолго до моего рождения, - афроамериканским мусульманином Малкольмом Иксом.

В автобиографии Малкольм Икс пишет о своих взглядах до поездки в хадж, философии, прикрытой именем Ислама и считающей насилие единственным способом добиться прав для афроамериканцев, - будто бы все белые люди – шайтаны, которые всегда будут стремиться контролировать и угнетать темнокожих.

Малкольм Икс был одним из самых влиятельных представителей этой философии, но его взгляды подверглись трансформации в результате путешествия в Мекку, хаджа, когда он увидел, как миллионы людей всех национальностей планеты собрались воедино, надели одинаковую одежду, совершали одинаковые действия, объединились в своем поклонении Богу.

Он описывает глубокий шок, который испытал, когда впервые понял, что может сделать что-то вместе с белокожим человеком. Малкольм Икс вернулся в Америку и больше не проповедовал ненавистничество и насилие, он стал проповедовать истинные ценности Ислама, как религии, способной преодолеть все барьеры между людьми.

«Возможно, вы будете шокированы моими словами. Но в этом паломничестве, то, что я увидел и испытал, заставило меня пересмотреть большую часть моего прежнего образа мыслей и отбросить в сторону некоторые их моих прежних выводов. Для меня это было не слишком трудно. Несмотря на мои твердые убеждения, я всегда был человеком, старающимся иметь дело с фактами и принимать реальность жизни так, как ее разворачивает передо мной новый опыт и новые знания. Мой разум всегда был открыт, это необходимо для гибкости, которая всегда должна идти рука об руку с любым осознанным поиском истины.

За последние 11 дней, пока я здесь, в мусульманском мире, я ел из одной тарелки, пил из одного стакана и спал на одном ковре, молясь одному и тому же Богу, с другими мусульманами, у которые глаза голубейшие из голубых, волосы светлейшие из светлых, а кожа белее белого. Из слов и поступков белокожих мусульман я ощутил такую же искренность, как и от африканских мусульман из Нигерии, Судана и Ганы.

Мы действительно были одинаковыми (братьями) – потому что их вера в единого Бога убрала «белизну» из их умов, «белизну» из их характера и «белизну» из их отношения.

Пока расизм поражает Америку как неизлечимый рак, т.н. «христианское» сердце белокожих американцев должно быть более открытым к решению такой деструктивной проблемы. Возможно, пришло время спасти Америку от неизбежной катастрофы – в Германии из-за расизма произошел такой же крах, разрушивший самих немцев.

Несколько ночей назад человек, которого в Америке назвали бы белым, дипломат из ООН, посол, приближенный монархов, отдал мне свой номер в гостинице, свою постель. Никогда прежде мне и в голову не приходило мечтать о такой чести – чести, которой в Америке удостоили бы короля, а не негра.

Вся хвала Аллаху, Господу миров».

Это единство – самый важный урок, который я извлек из рассказов моих друзей о хадже.

Когда наш мир полон конфликтов и розни по поводу религии и ее интерпретации, хадж представляется прекрасной картиной того, как Бог способен объединить всех людей.

Постороннему человеку эти обряды могут показаться старомодными и причудливыми, но для тех, кто едет в хадж или слушает рассказы о хадже, они становятся прекрасными образами того, как люди разного происхождения и мышления могут оставить позади все вопросы – кто прав, кто сильнее, у кого больше денег или влияния – и стать теми, кто мы есть на самом деле: людьми, стоящими перед Богом. Одинаковыми в стремлении добиться милости и любви Бога, повиноваться ему так, как он нам предписал.

Я считаю этот пример действительно воодушевляющим.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев