«И не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий»

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и всем праведным его сподвижникам! Кого Аллах направил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем. Свидетельствуем, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

А затем…

Шариат предостерегает от поверхностного отношения к вопросу обвинения в неверии (такфир) мусульман. Всевышний Аллах говорит в Своей Книге: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий».


Коран запрещает называть неверующим человека, внешние проявления которого говорят о том, что он мусульманин, и напоминает: «Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость». То есть обращайтесь с людьми так, как хотите, чтобы они обращались с вами. Ведь вы самим были такими же какое-то время назад, но Господь оказал вам милость.

Пророк (мир ему и благословение) воспитывал свою общину, чтобы сторониться обвинений в неверии (куфр), быть крайне осторожным в этом вопросе и тщательно избегать каких-либо намеков на такфир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отмечал: «Если человек сказал своему брату: «О, неверный», то это постигло одного из них». То есть к обвинившему возвращается грех неверия, если обвиненный в действительности был мусульманином.

Некоторые ученые расценивают безосновательное обвинение в неверии мусульманина как бунт и вражду с Аллахом. Имам Абу Дауд (да помилует его Аллах) приводит в своем сборнике хадис о двух людях из Сынов израилевых, один из которых поклонялся Всевышнему, а второй был грешником.

Праведный постоянно говорил грешному, чтобы он воздержался от греха, наставлял его, пока нечестивец не сказал ему однажды: «Поди прочь. Ты мне не надзиратель». Тогда благочестивый воскликнул: «Клянусь Аллахом, Он никогда не простит тебя».

От гнева и слабости знаний он произнес эти страшные слова, означающие куфр: «Клянусь Аллахом, Он никогда не простит тебя». Тогда Всевышний сказал: «Кто наговаривает на Меня, что Я никогда не прощу этому человеку?». А когда Он забрал их души, то спросил у праведного: «Разве ты надо Мной надзиратель? Или ты знал все обо Мне?» и повелел ангелам взять его в Ад, а другого отвести в Рай. Все это по причине превознесения праведником слов относительно прощения Всевышнего без знания.

Когда человек судит или дает оценку людям, он должен быть осторожен, должен бояться Всевышнего и не проявлять поспешности, особенно в вопросе обвинения в неверии. Ученые говорят, что отнесение тысячи атеистов к Исламу легче, чем выведение одного из мусульман из Ислама. То есть назвать тысячу атеистов мусульманами легче перед Аллахом и меньше вреда, чем назвать одного мусульманина неверующим.


Почему? Потому что назвать атеиста верующим – это затрагивает лишь права Всевышнего, обвинение же верующего в куфре оскорбляет и нарушает права людей, а люди в Судный День не оставят без возмездия нарушения своих прав.

Обвинение в неверии – это очень серьезная вещь. Такфир имеет ряд, установленных Шариатом условий.

Первое. Обвинение в куфре не может приниматься от любого человека. А только от ученого-правоведа, детально знающего Шариат и условия необходимые для соблюдения при этом.

Второе. Необходимо достоверно убедиться в том, что данный человек произнес то, что может стать причиной обвинения в неверии. Нельзя в данном случае опираться на слухи, на то, что написано в Интернете, и так далее. Обязательно следует четко знать, что такое имело место на самом деле.

В-третьих, необходимо быть уверенным, что произнесенное кем-либо означало именно неверие или указывало именно на неверие в соответствии с нормами Шариата. Не всякий проступок является неверием и не является всякий грешник неверным.

Более того, некоторые люди произносят слова, которые внешне означают неверие, однако, в отношении них не выносится соответствующее решение, так как они могли произнести их по невежеству, или слова эти были сказаны ненамеренно, или же это было совершено вследствие неправильного понимания Шариата.

Некоторые люди совершают неверие, не зная, что это так, считая что они делают правильно. О таком человеке, как говорит Ибн Кудама и другие улемы, не дозволяется выносить такфир.

Такой случай имел место с одним из сподвижников, участником битвы при Бадре, который раскрыл тайну Пророка (мир ему и благословение). Он сообщил врагам, что мусульмане собираются пойти на Мекку. Этот поступок означает любовь к неверующим врагам и помощь им в войне против мусульман. Однако это только внешнее действие, так как оно не было обусловлено внутренним убеждением.

Поэтому он сказал Пророку (мир ему и благословение): «Я не стал неверным после принятия Ислама». Этот поступок он совершил не потому, что отрекся от Ислама, а потому, что его «дети и родственники находятся в руках курайшитов» и он «хотел защитить их».

Он дал таким образом объяснение своему поступку, и, хотя оно не могло быть принято, Пророк (мир ему и благословение) не вынес решение о такфире. Более того, он сказал Умару (да будет доволен им Аллах), предложившему казнить предателя: «Откуда ты знаешь, может, Всевышний обратился к участникам битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите поистине я простил вам».

Также передается от Кудама ибн Мазуна (да будет доволен им Аллах), что он пил спиртное, считая его дозволенным. А это является неверием, если человек называет разрешенным то, что ясно и четко запретил Всевышний в Своей Книге.


Однажды сподвижники его привели к Умару, и тот спросил, почему он так поступает. Тот ответил, что Аллах разрешил это. Умар переспросил: «В каком это месте Корана говорится об этом?» «Разве Всевышний не говорит: «Нет на тех, кто уверовал и совершал благое греха в том, что они вкушают, если они боятся Всевышнего, веруют и совершают благое». А я, тем более, из участников битвы при Бадре», - ответил он.

И сподвижники не обвинили его в неверии за это, а просто исполнили наказание за распитие спиртного, так как он объяснял свой поступок заблуждением, а не куфром. Поэтому человеку, неправильно понимающему ясные предписания Шариата, не выносится обвинение в неверии.

Также в отношении невежды. Всевышний Аллах говорит: «И мы не наказывали, пока не отправляли посланника». Человек не может быть признан неверующим, кроме как, если ему был приведен четкий аргумент, была разъяснена истина, а он все равно упрямится и остается на своей позиции, ведущей в куфр.

Многие ученые говорили: «Признание неверующим – это исключительное право Аллаха и Его посланника». Поэтому нельзя обвинять в неверии кого-либо, кроме тех, о ком ясно сказали Аллах или Его посланник (мир ему и благословение). Такфир не может быть обусловлен человеческими соображениями и страстями, однако он подчинен текстам Шариата.

Человек не может быть признан неверным, кроме как при наличии абсолютной убежденности в этом. Вывод о куфре нельзя делать, основываясь на простых предположениях, сомнениях, вероятностях и так далее. Богословы отмечают, что в случае такфира, если есть хоть одно оправдание против 99 обвинений, выносится решение в пользу того, что человек считается мусульманином.

Тем более, это касается вопросов, относительно которых есть разногласия среди правоведов. Обвинение в неверии может быть только в вопросах несомненных основ Шариата, если человек станет отрицать их и тому подобное.

Берегите себя от обвинений мусульман в куфре. Это ведет к страшной фитне, смуте и раздорам, и является бунтом против Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословение)!

Мустафа Махдум, ректор Института подготовки имамов и хатыбов, доктор шариатских наук (Медина)
Проповедь для прихожан «Ислам.Ру»



комментариев