Как правильно дать взаймы

Согласно нормам Шариата, заем денег - желательное и весьма богоугодное деяние. Об этом свидетельствуют аяты Корана, хадисы и единогласное мнение правоведов. Интересен тот факт, что благотворительность и милостыня являются также своего рода долгом Аллаху.

В хадисе сказано: «Одолжить мусульманину два раза - равносильно отдать деньги один раз навсегда». Также Пророк, мир ему и благословение Всевышнего говорил, что вознаграждение за предоставление долга больше, чем за садака

Обычно, в долг просит только тот, кто сильно в чем-либо нуждается. Поэтому, чем больше удовлетворенная нужда, тем выше и вознаграждение для кредитора.

В хадисе сказано: «Мусульманин - брат мусульманину, он не угнетает и не предает его. Кто удовлетворит нужду своего брата, Аллах исполнит его нужду, кто избавит своего брата от печали и заботы, того Аллах в Судный день избавит от печали».

Также Пророк сказал: «В ночь Ми`раджа я видел, что на воротах Рая было написано: «Садака вознаграждается в десятикратном размере, долг - в восемнадцатикратном». Я спросил у Джабраила (мир ему): «Почему долг выше, чем садака?». Он ответил: «Человек может просить что-либо, даже имея его, а одалживает он лишь в случае крайней нужды».

Согласно нормам Шариата, просить в долг дозволено, а давать - желательно. Но если кредитор точно знает, что долг берется в запретных целях, как, например, для приобретения спиртного и т. д., то одалживать – недопустимо . Занимать нежелательно, если человек знает, что он не сможет вернуть его. В то же время обязательно следует одолжить, если просят по крайней нужде, например для пропитания семьи, и если просящий не может получить средства другим путем.

Необходимо также, чтобы при получении долга присутствовали свидетели и это оформлялось в письменной форме или же заверялось у нотариуса. Иными словами, любые действия, повышающие ответственность, приветствуются, поскольку это исключает возможность возникновения в будущем разного рода конфликтов и разногласий.

По шариату, занимающий должен быть зрелым, умным, умеренным в делах и хозяйстве. Нельзя брать и давать долг несовершеннолетнему ребенку и слабоумному. Предоставление кредита должно быть сугубо добровольным актом обоих сторон.


Шариат также не запрещает отблагодарить одолжившего, например, сделать ему подарок. Но это необходимо сделать после исполнения долга, и подарок ни в коем случае не должен быть оговорен во время предоставления долга.

В хадисе приводится: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом». Но если в какой-либо местности отблагодарить подарком за долг уже стало традицией, то некоторые ученые-богословы советуют кредитору не принимать их, так как в этом есть некий элемент обязательности.

Если говорить о возвращении долга естественно, долг необходимо возвращать своевременно. Затягивание с выплатой займа считается угнетением и несправедливостью. В хадисе сказано, что в Судный День могут быть прощены грехи человека, но не долги. За долг будет спрошено даже с шахидов (мучеников на пути Аллаха), которым Аллах прощает все проступки.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Задержка выплаты долга человеком, имеющим возможность для этого, позволяет посягнуть на его честь и имущество».

В другом же хадисе сказано: «Тот, кто вступил в брак с женщиной, пообещав ей брачный подарок (махр), но не намеревался его выплатить, тот прелюбодей. Тот же, кто занял в долг, не собираясь возвращать его, тот вор».


В том случае, если должник не в состоянии возвратить, что занимал, желательно простить ему долг. Это является весьма богоугодным деянием.



комментариев