Мусульманские дети-сироты – их больше, чем мы думаем

Сироты являются доверенным (аманатом) мусульман, и мусульмане отвечают за их благополучие.

В Исламе на мусульманском сообществе лежит социальное обязательство заботиться о сиротах и других нуждающихся.

Сегодня мы сталкиваемся с миллионами мусульманских детей, оставшихся без попечения семьи. Почему так происходит? Что говорит об этом вероучение Ислама?

Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) сам остался без отца, когда его мать была беременна им, а мать и сама умерла, когда ему было всего 6 лет. После этого он оказался на попечение дяди, а во взрослой жизни и там опекал сироту.

Пророк Мухаммад сказал: «Я и попечитель сироты будут в Раю (так же близки), как эти два пальца».

Статистика по детям-сиротам

Чаще всего, особенно в странах третьего мира, о детях-сиротах совершенно не заботятся, они беспризорно шатаются по улицам и становятся жертвами эксплуатации.

По данным отчета о сиротах ЮНИСЕФ за 2010 г., в мире насчитывается от 143 до 210 млн детей-сирот. В третьем ежегодном отчете перед Конгрессом об уязвимых с социальной точки зрения детях за 2008 г. говорится, что порядка 600 000 детей без попечения родителей в возрасте 5-17 лет в 2000 г. были принуждены заниматься незаконной деятельностью, в т.ч. контрабандой наркотиков.

Сироты горячих точек

Во время революций Арабской весны, произошедших в мусульманском мире, численность сирот увеличивалась ужасающими темпами каждую минуту. Кто же позаботится о них?

Мы, мусульмане, должны сделать это и показать всем пример заботы о сиротах.

«…Делайте добро родителям, родным, сиротам и нуждающимся беднякам, пострадавшим из- за потери трудоспособности или несчастья и потери имущества, и соседу как родственнику, так и не родственнику, и другу по работе, и спутнику, и путнику, находящемуся далеко от дома, а также всем тем, которыми владеют десницы ваши» (Ан-Ниса 4:36, тафсир Аль-Мунтахаб).

Почему же большинство мусульман не спешит заботиться о сиротах каким-то иным образом, кроме как давать подаяние?

Специалист по обучению семей д-р Халифа Аль-Мухрези говорит:

«По сравнению с западными обществами у арабов сложилось негативное представление о детях неизвестного происхождения».

«Согласно существующей статистике, у нас в арабском мире есть более 44 млн детей-сирот. Эти дети чувствуют себя второсортными людьми, общество отказывается их принимать».

Мольба мальчиков-сирот

Однажды мне довелось посетить хорошо известный сиротский приют в Египте вместе с другом, который давал детям-сиротам уроки. Этот опыт заставил мое сердце растаять.

Когда мы приехали, умственно отсталый мальчик около 13 лет отроду подошел ко мне и моему мужу, встал между нами и взял нас за руки, улыбнувшись от уха до уха.

Мы даже не успели с ним заговорить, а он был так рад увидеть в приюте «семейную пару» и так надеялся, что мы приехали его усыновить и забрать домой. Когда он понял, что мы просто пришли в качестве волонтеров и наблюдателей, его сердце было разбито, он убежал от нас в слезах.

Среди 30 с небольшим детей, живущих в приюте, была лишь одна девочка. Когда я спросила персонал детдома, почему здесь столько мальчиков, они ответили –никто не хочет усыновлять мальчиков, потому что женщинам придется ходить перед ними в хиджабе дома. Мне сказали, что у многих мальчиков есть «финансовые спонсоры», с которыми дети не живут, а остаются в приюте. Эти спонсоры навещают детей лишь раз или два в месяц. Мои самые глубинные сердечные струны рвались на части.

В западной системе усыновление обычно определяется как принятие в семью ребенка-сироты, его содержание и обеспечение, наделение его своей фамилией.

В Исламе вообще не существует понятия как «усыновление» в западном смысле. Когда мусульманин хочет «усыновить» ребенка, к этому будет больше подходить термин «содержание», поскольку при усыновлении идет речь о том, чтобы дать ребенку фамилию и отчество усыновителя.

«…Называйте их по именам их отцов - это более справедливо в глазах Аллаха...» (Коран, 33:5).

Зачастую в западных обществах мы видим, как сиротам внушают мысль о том, что они являются биологическими детьми приемных родителей. Иногда ребенок случайно узнает правду, уже будучи подростком или молодым человеком, и это может нанести ему серьезную эмоциональную травму - у ребенка создастся впечатление, что его всю жизнь обманывали его самые любимые и близкие люди, родители.

Существует два типа усыновления – открытое и закрытое. При открытом усыновлении сироты сохраняют свою фамилию, а биологические родственники могут поддерживать с ними связь. При закрытом сироты берут фамилию приемных родителей и рвут все связи с биологическими семьями. На Западе большинство усыновлений носят именно закрытый характер.

В Исламе западные «закрытые» усыновления запрещены, а разрешены «открытые», которые лучше называть опекой – при ней детей не вводят в заблуждение относительно их происхождения и наследства.

Заключение

У нас, как у уммы, есть обязанность согласно Исламу – поддерживать нуждающихся и принимать сирот, обеспечивая им будущее с надеждой, любовью, искренностью и поддержкой. Когда на другом конце планеты плачет ребенок, неужели его слезы и стремление к любви и заботе менее реальны?

Сироты имеют право на нас. Если мы можем помочь сироте, то мы должны это сделать, и тогда сможет оказаться в Раю с нашим дорогим и любимым Пророком Мухаммадом (мир и благословения ему), который тоже был сиротой.

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев