Найти правду в XXI веке: информационная грамотность в Исламе

Информационная грамотность — это набор навыков, необходимых в современную эпоху для обнаружения, оценки, интерпретации и использования информации надлежащим образом.

На фоне засилья дезинформации в интернете, информационная грамотность становится одним из важнейших умений человека в XXI веке, не менее важным, чем умение читать и писать для прежних поколений. Основными компонентами информационной грамотности являются соответствующее отношение к приобретению знаний, оценка авторитетности источников информации, задействование соответствующих методик исследования, применение методов обмена информацией и обращение к научному сообществу, а также использование новейших технологий.

Во многих отношениях исламская научная традиция предвосхитила современные концепции информационной грамотности, поскольку классические исламские ученые ставили во главу угла этический подход, корректность, систематическое образование, самоотверженное стремление к познанию вещей такими, какими они существуют в объективной реальности. Эта статья знакомит читателей с современными концепциями информационной грамотности и проводит параллели с их предшественницами в исламской традиции.

Что такое информационная грамотность?

Информационная грамотность — это «целостный набор навыков, в который входят аналитическое исследование информации, понимание методов ее производства и оценки и применение информации для создания новых знаний и этического вклада в образование». Эти навыки включают академические и технические знания, критическое мышление, логику и определенную готовность.

Джалалуддин Мухаммад аль-Махалли в комментариях к классическому учебнику по основам исламской юриспруденции (усуль аль-фикх) имама Ибн аль-Джувейни дает следующее определение знания и невежества:

«Знание — это признание известного, то есть понимание известного таким, каким оно существует в реальности… Невежество — это измышление, то есть представление чего-то таким, каким оно в реальности не является» (Шарх аль-варакат фи усуль аль-фикх).

Таким образом, доступ к различного рода недостоверной информации и дезинформации создает иллюзию обладания знанием, но, на самом деле, он тождественен полному невежеству. Когда различные ложные утверждения подкрепляют друг друга, они лишь накапливают невежество (джахль мураккаб), которое преодолевается лишь в ходе длительного процесса развенчания каждого фрагмента дезинформации.

И только подлинное знание о реальности, а не просто информация о ней, дает человеку преимущество над другими, как сказал Аллах: «"Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?" Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран, 39:9).

Таким образом, наш долг — искать истину и признавать ее там и тогда, где и когда мы ее нашли.

Засилье ложной информации, легкость, с какой она передается, представляют очевидную и реальную угрозу для любого общества. Как пишет специалист в области СМИ и информации Энн Минц (Anne P. Mintz) в своей книге «Сеть лжи: недостоверная информация и манипулирование в эпоху соцсетей» (Web of Deceit: Misinformation and Manipulation in the Age of Social Media):

«Недостоверная информация в интернете опасна и является частью большой картины. В искажении правды и откровенной лжи нет ничего нового. Изменилось только средство передачи сообщений, и оно охватывает мир со скоростью света и до самых удаленных уголков. Только в последние десять лет мы были свидетелями того, как главы правительств и высшее руководство крупных корпораций представляли обществу информацию в искаженном свете, и это имело колоссальные последствия, иногда на уровне жизни и смерти, иногда доводившие до финансового краха».

Непрерывное образование

Самое важное для приобретения информационной грамотности — это соответствующее отношение к ней, готовность и настрой. Иными словами, необходимо развивать в себе высокие нравственные качества, интеллектуальную жажду и, одновременно, смирение, которые, вместе взятые, обеспечивают личное развитие, направленное на усвоение больших объемов информации.

Всем мусульманам известно (или должно быть известно) то, что они обязаны владеть определенными категориями знаний, в частности, знать фундаментальные принципы вероучения, поклонения и этической доктрины ислама. Однако это лишь минимальное требование, обозначаемое учеными. Мусульмане, которые хотят углубить свои знания о религии или помочь своей общине посредством полезных научных и управленческих знаний, должны воспитывать в себе жажду знаний и самосознание вечного ученика.

Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение), а через него и всем нам, взывать к Нему о приумножении своих знаний. Он сказал: «Говори: "Господи! Приумножь мои знания"» (Коран, 20:114).

Таким образом, Пророк считал непрерывное образование обязанностью мусульман: «Поиск знаний — долг каждого мусульманина» (Сунан ибн Маджа).

Он сам следовал этому совету и учился до самого последнего своего дня. Ибн Утайба (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк, мир ему, продолжал умножать свои знания до тех пор, пока Всемогущий Аллах не взял его душу».

Есть только два вида голода, которые невозможно насытить. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Двое никогда не насытятся: ищущий (религиозные) знания и ищущий мирские блага» (ат-Табарани).

Также он сказал: «Однажды пророк Муса спросил Всемогущего Господа: "Кто из рабов Твоих является наиболее знающим?" [Аллах] сказал: "Знающий, который не [может] насытиться знанием и добавляет знание людей к своему знанию"» (Ибн Хиббан).

Таким образом, нам следует направлять свои усилия на приобретение полезных знаний, а не преходящих мирских удовольствий.

Вечными учениками считали себя великие имамы, ученые и предводители нашей религии. Например, имам Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Не подобает обладающему знаниями переставать учиться» (Ибн абд аль-Барр, Джамибайан аль-ильм вафадлих).

Ибн аль-Мубарака (да будет доволен им Аллах) спросили: «Как долго ты будешь искать знаний?» Он ответил:

«До смерти, иншааллах. Может быть, нужные мне слова еще не написаны» (там же).

В другой раз Ибн аль-Мубарак сказал:

«Человек будет знать, пока он ищет знаний. Если он посчитает, что знает достаточно, он станет невежественным» (Ахмад ибн Марван ад-Динавари, Аль-Муджаласа ва джавахир валь-ильм).

Ибн Абу Гассан (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Ты будешь иметь знания до тех пор, пока ты ученик. Если сочтешь, что этого тебе достаточно, то станешь невежественным» (Ибн Абд аль-Барр. Джамибайан аль-ильм вафадлих).

Иными словами, у тебя есть знания до тех пор, пока ты к ним стремишься, как только ты прекращаешь учиться, становишься невеждой. В этом смысле мы как акулы, которые тонут, как только перестают плыть.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кроме стремления к знаниям о религии, также призывал нас искать полезных знаний в области естественных наук, ремесел, медицины и т.д. Разницу между религиозным и мирским знанием демонстрирует следующий хадис, переданный со слов Анаса. Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходя мимо людей, проводивших опыление, сказал: «Если вы не сделаете это, то и так они будут хорошими!» Но финики выросли плохими, и когда он, проходил мимо них, спросил: «Что это с вашими пальмами?» Они ответили: «Ты сказал так-то и так-то!» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы лучше знаете дела этого вашего мира» (Муслим).

Согласно другой версии хадиса Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если речь идет о вашем вопросе, связанном с мирской жизнью, то вы лучше знаете о нем, но если речь идет о вашей религии, то (возвращайте это) ко мне!» (Муслим).

Мусульманская община нуждается как в религиозных, так и в мирских знаниях. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Поистине, знание бывает двух типов: религиозное и мирское. Религиозное заключается в обретении понимания закона (фикха), а мирское — в медицине. Не селитесь на земле, где нет ученого, который поведает вам о религии, или лекаря, который поведает вам о вашем теле» (Ибн АбиХатим, Адаб аш-Шафии ва манакибух).

Авторитетность информации

Информационная грамотность зависит от умения отличать достоверные источники от менее достоверных и ненадежных. Мы должны уметь узнавать экспертов в той или иной области, а также авторитетные организации, в которые они входят.

Безусловно, экспертное мнение небезупречно. Ошибки допускают и отдельные специалисты, и экспертные организации, но в целом специалисты более корректны, чем неспециалисты. Это придает им определенный авторитет в своей области, так как они несут публичную ответственность за свои ошибки. Это первые источники, из которых мы черпаем знания. Такое обращение к мнению экспертов обеспечивает авторитетность информации.

Аллах велит нам обращаться к экспертам по любым вопросам, Он сказал: «Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого» (Коран, 21:7).

Это повеление предназначалось для неверных, которые сомневались в том, что ислам соответствует предыдущим откровениям. Согласно толкованию первых мусульманских ученых, «люди Писания» — это иудейские и христианские ученые, которые могли подтвердить истинность ниспосланного Пророку откровения, или знатоки Корана (Ат-Табари, Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран). Из этого аята мы можем извлечь общее правило о том, что основной и единственный способ получить знания и преодолеть невежество — это вопросы знающим людям. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Разве вопросы не исцеление от невежества?» (Абу Дауд).

Впрочем, иногда нам дают информацию из ненадежных источников, которая может быть правдивой, а может и не быть. Однажды такой случай произошел с Пророком (мир ему и благословение), в связи с чем Аллах ниспослал руководство для таких ситуаций. Аллах сказал: «Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Коран, 49:6).

Согласно различным хадисам, этот аят был явлен в отношении Валида ибн Укбы. Пророк (мир ему и благословение) отправил его для сбора податей с племен Бану-Мусталик, недавно принявших ислам. Валид их боялся, возможно, из-за своих разногласий с ними (по другим версиям хадисов, из-за слухов). Поэтому он обратился к Пророку и заявил, что эти племена отказались платить подать и хотят убить его. Пророк (мир ему и благословение) разозлился и отправил Халида ибн аль-Валида узнать, в чем дело. Халид выяснил, что на самом деле это мирные мусульмане, а слухи об их восстании — ложь. После этого Пророк сказал: «Спокойствие от Аллаха, а опрометчивость — от шайтана» (Аль-Байхаки), и был явлен соответствующий аят Корана. Аль-Байхаки приводит его и хадис о том, что не следует торопиться с выводами, в разделе «об обычаях судей» в главе «Проверка перед вынесением решения».

Этот аят и причина его ниспослания — важный урок для нас: при столкновении с сомнительной информацией требуется осторожность. Согласно стандартной версии этого аята, верующие должны «искать прояснения» (табайану), однако один из достоверных вариантов гласит «искать проверки» (татхаббату) (Ат-Табари, Джами аль-баян). Эти два толкования являются взаимодополняющими. Одна группа ученых расширенно толкует этот аят, утверждая, что он подразумевает и запрет передавать информацию от неизвестных людей (маджхул аль-хал), ибо она может быть недостоверной (Ибн Касир). Исторически мусульманские судьи применяли этот принцип с самого начала, они оценивали правдивость свидетеля (тадил) через процедуру тазкия (изучения рекомендаций).

Получив нужную информацию из недостоверного источника, прежде чем принять ее к сведению или отклонить, необходимо подвергнуть этот источник дополнительному изучению. В современном информационном пространстве двусмысленность неизбежна, поэтому требуется уметь проверять сомнительные утверждения, а если сделать проверку невозможно, воздержаться от высказывания своего мнения. В этом вопросе важен здоровый скептицизм, но не цинизм, который всегда предполагает наихудшее.

Таким образом, следует проявлять осторожность, чтобы не стать распространителем недостоверной информации любым путем: через электронные или текстовые рассылки, теории заговора, написание статей на основании сфабрикованных новостей — всем этим сегодня буквально кишит информационная среда, и все это чрезвычайно вредно для общества. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Достаточно человеку греха, говорить обо всем, что он слышит» (Абу Дауд).

То есть, чтобы человек был проклят в будущей жизни, достаточно ему в этой жизни совершать такой грех, как бездумная передача сплетен, слухов и непроверенной информации. Риск согрешить таким образом невероятно возрос в наше время, когда ложь может распространяться по всему миру, в буквальном смысле, со скоростью света.

И напротив, противоядием от дезинформации служит обращение к экспертам и авторитетным источникам, которые могли фактически обосновать то или иное утверждение. Перед изданием академическая литература подвергается рецензированию специалистами в данной области, а после него — их критике, таким образом ошибки и расхождения в ней отмечаются учеными с альтернативными взглядами, обладающими академической грамотностью, а также знанием источников и методологии своих коллег,чтобы дать экспертную оценку их трудам и свести к минимуму выход в свет противоречивых материалов. Целые организации имеют подразделения, занимающиеся опровержением фальшивых утверждений в соответствующей области. Независимо от дисциплины, информационная грамотность строится на умении распознать достоверные источники, которые могли бы проверить спорные заявления.

Достоверность — это понятие, обратное субъективности. Чем более субъективен источник, тем он менее достоверен. Ученые, организации и сообщества ученых всегда неизбежно занимают определенную позицию по отношению к вопросу. Это наиболее наглядно прослеживается в современных средствах массовой информации. Информационным организациям неизбежно свойственна политическая или национальная предубежденность, правый или левый уклон, провластная или оппозиционная платформа. Ни один медийный источник не свободен от тех или иных предпочтений (это свойственно всем людям, которые, так или иначе, опираются на свой субъективный опыт). Следовательно, один из аспектов медийной грамотности — это умение оценивать информационные материалы по их источникам, методам и издательским стандартам. Кроме того, необходимо отметить, что поставщики информации могут иметь конфликт интересов в отношении информации, и это необходимо принимать во внимание, оценивая их утверждения.

Вывод

Информационная грамотность — это набор современных знаний, необходимых для обнаружения, получения доступа, проверки и правильной интерпретации информации в век изобилия недостоверной информации. Вероятно, для человека XXI века это ключевая компетенция, необходимая для процветания человеческой цивилизации — такая же, какой для прежних поколений было чтение, — а также религиозного здоровья мусульманской общины. Она основана на наличии соответствующего отношения, черт характера и навыков, рекомендуемых исламом для обретения полезных знаний для жизни, проверке информации и интеллектуальном смирении. Кроме того, она подразумевает такие методические принципы, как оценка источников, консультации с экспертами и экспертными сообществами, регулярное и планомерное образование, следование определенным стратегиям поиска, изучение разделов ссылок и использованных материалов, а также рациональное использование технических средств.

Приобретение и распространение этих знаний среди нас позволит нам защитить себя, свои семьи и свои общины от исламофобской дезинформации, мошенников, сфабрикованных новостей и других подобных источников лжи. Еще важнее, что мы защитим наши души от греха причастности к международной пропаганде лжи, лицемерия и обмана.



комментариев