Недопустимое двуличие

Рия – страстное желание, стремление, верующего, чтобы о его благих делах или добродетели непременно слышали и знали другие люди. Конечно, в основе такого желания лежит гордость – стремление возвыситься над людьми. Больше всего вреда приносит рия поклонения.

Рия может проявляться, например, в манере одеваться, когда человек пытается казаться более религиозным, чем он есть на самом деле, и поэтому носит нарочито бедную одежду, якобы, по причине невнимания к этому аспекту мирской жизни.

Также рия может проявляться в поведении, в речи. В этом случае, верующий слишком часто и приторно демонстрирует свою любовь к Посланнику Всевышнего (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижникам, излишне «рисуется» при разговоре с единоверцами, публично и громко порицает недозволенное, демонстрируя, окружающим, что сам он находится на правильной стороне.

В деяниях рия может выглядеть, как чрезмерное, показное, усердие в богослужении, посте, намазе, хадже, на газавате, при угощении или раздаче милостыни. Особенно часто это касается садака. Многие любят выставлять благие деяния напоказ.

В основе этого лежит, на самом деле, неверие во всевидящий взор Всевышнего. «Адресатом» такой садака является не Аллах и его довольство, а люди. Это они должны увидеть щедрого мусульманина и отметить про себя его щедрость. Фактически рия – это разновидность тщеславия, порицаемого исламом.

В одном из хадисов сказано: «В том случае, когда человек совершает, таясь от людей что-либо благое, то ангел, восседающий у него на правом плече, может записать на его счет 700 воздаяний. А если этот смертный расскажет об этом кому-нибудь из этих благ, то немедленно будут стерты 699 кроме одного. А если этот человек будет восхвалять себя и далее, то сотрется и последнее воздаяние Аллаха и после этого ангел, восседающий на левом плече, отметит у себя, что этот человек «совершил рия».

«Лекарство» от рия – искренность в вере. Тем, кто решил оказать помощь мечети или медресе или нуждающимся, необходимо это делать со словами, «ради довольствия Аллаха». Ради Аллаха, а не окружающих людей.



0 комментариев