Разве гордого и великого звания мусульманина не более, чем достаточно?

Ничто не волнует меня так сегодня, братья и сестры, как продолжающаяся фрагментация нашей уммы, или попросту говоря - раздор и разделения мусульман на группы и группки, партии и джамааты, хизбы и фирки и проч. Это касается не только российских мусульман, но и всех остальных. Фрагментация идет, наверное, везде, где есть те, кто исповедует Ислам, от Западной Европы до тропической Африки.

Своими разделениями и борьбой друг с другом мы напоминаем арабов времен джахилии. До торжества Ислама в той же Мекке посторонний человек мог чувствовать себя в безопасности, если только защиту ему гарантировал какой-либо из кланов города. Иначе ему грозила смерть, и особо никто бы не стал разбираться в причинах случившегося, т. к. за убитым никто не стоял, никто за него не отвечал, он не относился ни к какому клану.

Сегодня мусульмане точно также разбились на группы и кланы. Мы гордо называем их джамаатами, тарикатами, партиями, общинами, религиозными и общественными организациями, муфтятами и проч. Но зачастую многие из них мало отличаются от кланов времен джахилии. Их основная задача – корпоративная. Они дают защиту своим членам, связывают их неким общим интересом, противопоставляют окружающему миру, в том числе своим же братьям – единоверцам.

Не мало таких «джамаатов», «партий» и «тарикатов», у которых уже нет никакой идейной составляющей. Они лишь держат идейную вывеску и название, а реально это группы по интересам, причем, как правило, сугубо материальным. Просто выставляя идейную вывеску, например, «накшбандийский тарикат» или «чистый Ислам», легче привлечь людей. Да и вообще как-то ведь неприятно признаться самим себе, что просто решаются кланово-экономические проблемы, гораздо выгоднее и удобнее называть это как-то пафосно.

Порой мусульманин не может нормально существовать и реализовываться на общественно-религиозном поприще, если он не вступил и не встал под защиту какой-либо структуры, если он не приобрел в глазах людей из других группы какое-либо название, если он сам не заклеймил всех иных прозвищами и жупелами. В иных регионах, если ты не «салафит», не «тарикатист», не «хизбит», не «таблиговец», не «традиционалист-ханафит» или кто-либо еще, тебе нет места, ты будешь непонятной и подозрительной «белой вороной».

Такие «просто мусульмане», какими хотят быть большинство верующих, не у дел. И нет шансов выйти из маргинального положения, пока ты не примкнешь к кому-либо.

Когда мы знакомимся с братом, то сразу же пытаемся выяснить у знакомых или же прямо, как Фурманов у Чапаева, спрашиваем у него, за кого он - «за большевиков или за коммунистов?» Мы хотим знать, к какой группке он близок, чтобы идентифицировать его, чтобы закрепить за ним какой-либо понятный знакомый ярлык.

Нам мало интересен сам человек, его мысли и переживания. Нам нужна его вывеска. Мусульмане сегодня как подростки, которым недостает чувства уверенности в себе, и поэтому они постоянно ищут для себя новую идентичность: то этот юноша «панк», то «металлист», то «хиппи», то «эмми»… Ему не хватает просто имени и фамилии, а собственных достижений еще так мало, чтобы человек чувствовал себя состоявшейся личностью. Когда такие подростки знакомятся, то часто вторым вопросом у них бывает: «Что слушаешь»? В смысле – какую музыку.

Иногда складывается впечатление, что для некоторых общин и движений их существование уже важнее самой цели. Ими утрачено понимание, что они – инструмент для реализации Ислама, именно для этого все эти организации появились когда-то. Но кое-где и кое для кого их джамаат – почти самоцель.

Разве это нормально? Разве так должно быть? Разве Пророк (мир ему) в Мекке не создал Союз добродетельных как раз для того, чтобы противостоять гнетущей системе кланов и их «крыш»? Разве он не стремился обеспечить всем желающим доступ в священный город, даже тем, кто не имел шансов попасть под чье-либо покровительство?

Больно смотреть на все это. Мне кажется, давно пора прекратить бесконечные деления и наклеивания ярлыков друг на друга, эту бессмысленную самоистребительную грызню на потеху нашим недругам.

Да, мы разные. Это нормально. Но нас гораздо больше объединяет и сближает, чем наоборот.

Давайте объединяться на базе общего дела. Пусть каждый в своем регионе собирает самых разных братьев и сестер вокруг какой-то простой и очень важной задачи, которые часто у нас остаются нерешенными. Мы любим решать глобальные проблемы про «мечеть в Гондурасе», но годами руки не доходят поменять побитое стекло в своей собственной мечети или даже у себя дома.

Что говорить – улицы и, извините, туалеты при тех же наших мечетях далеко не всегда на высоте. А ведь чистота – это половина веры. Я часто вспоминаю картину, свидетелем которой был в Мекке. Под одним из плакатов с надписью «Это самое священное место на Земле – не загрязняйте его!» паломники, принадлежащие ко всем известным сегодня движениям и общинам исламского мира, навалили целую гору мусора.

Все начинается с малого. Если каждый наведет порядок у себя дома, а для благоустройства территории вокруг него привлечет братьев и сестер, вместо того, чтобы выяснять из какой они фирки, то очень быстро к лучшему изменится жизнь в лучшую сторону. А как укрепится Ислам!

Разве гордого и великого звания мусульманина не более, чем достаточно? На этом мы можем сойтись все ради Аллаха.

Да, если хотите:

я салафит – когда это значит стремиться быть похожим на сподвижников Посланника Аллаха (мир ему) и табиинов;

я суфий – если это означает искать довольство Аллаха и очищать свое сердце от всего того, что не есть стремление к своему Создателю;

я хизбит – если это значит работу во имя солидарности и единства мусульман на основе законов божьих;

я таблиговец – если это нести Слово Аллаха людям и воплощать в жизнь Сунну Его Пророка (мир ему);

я нурсист – если это уважение к Саиду Нурси и изучение его трудов, равно как трудов других великих ученых Ислама;

я ихвановец – если это предполагает системную работу по воплощению исламского проекта в жизнь;

я традиционалист-мазхабист (ханафит, шафиит, маликит, ханбалит) – если это следование нашим имамам и муджтахидам. И проч., проч., проч.

Я - все это вместе, я во всех этих и других исламских общинах и движениях, если это на благо нашей религии, а не для разделения и сведения счетов, если это не для достижения чьих-то корыстных клановых интересов, если это не для джахилийской фрагментации и фитны.

Но лучше всего – оставьте меня и всех остальных мусульман с таким именем, которое нам дал Аллах в Своей Книге. Я мусульманин. Соответствовать статусу «покорного Богу» слишком ответственно и сложно, чтобы искать себе что-либо еще.



комментариев