Невозможно получить длину и ширину изображения Всегда ли «исламские финансы» исламские?

Всегда ли «исламские финансы» исламские?

«До тех пор, пока менеджмент, акционеры и клиенты исламских банков не будут готовы принять разницу в концепции их деятельности в сравнении с традиционными, - исламские банки будут продолжать использовать чуждые Исламу принципы работы, и подлинная исламская система никогда не будет установлена»

Мухаммад Таки Усмани, Председатель Шариатского cовета AAOIFI

В последнее время к вопросу развития исламских финансов в России проявляется интерес на самом высоком уровне. Так, председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина в ноябре прошлого года сделала заявление, что изучается вопрос внедрения специального регулирования для исламских банков, а уже в июне этого года она провела встречу с главой Исламского банка развития Мохамедом Али Аль-Мадани. Также вопросом практической реализации исламских финансов заинтересовался крупнейший банк страны, о чём было сделано заявление главой Сбербанка в мае этого года. Подобные новости не могут не внушать оптимизм, однако необходимо понимать, что «не всё то золото, что блестит» и не всегда конечный результат соответствует декларируемым намерениям.

Как известно, на сегодняшний день в мире существует достаточно обширная практика реализации исламских финансов – отрасль достигает в своих размерах до 2-х триллионов долларов и представлена более чем в 70-ти странах мира, включая многие немусульманские страны. Темпы роста отрасли также внушают оптимизм – достигая 15-20% в год и они значительно превосходят темпы роста традиционного финансового сектора, которые составляют не более 5% в год. Однако количество не всегда означает качество и, к сожалению, реальность на сегодняшний день такова, что зачастую «исламские финансы» в действительности не соответствуют исламу.

Пророк, мир ему и благословение, предупреждал свою общину: «Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату (бай аль-‘инах), держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете усердствовать на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии» (Сунан Абу Давуда, похожий хадис приводится в Муснаде имама Ахмада).

В хадисе упоминается разновидность запрещённой уловки, призванной для осуществления ростовщичества под видом торговли. Её суть заключается в следующем: лицо, которое хочет дать деньги в долг под проценты, вместо того, чтобы совершить это в явной форме, прибегает к фиктивным сделкам купли-продажи, якобы продавая заёмщику товар в рассрочку при условии его обратного выкупа, но уже за меньшую цену. Конечным результатом этой сделки становится то, что заёмщик получает наличные деньги и долг, который по сумме их превосходит, товар же в данном случае нужен лишь для создания видимости торговых сделок. Аллах запретил подобного рода уловки и предупредил нас о том, что унижение за них постигнет людей уже в этом мире.

Однако, несмотря на ясное предостережение, данная уловка получила широкое применение во многих «исламских банках», посредством которой ими реализуется практически весь спектр ростовщических операций современных ссудно-процентных банков. И если в странах Персидского залива эту операцию пытаются завуалировать, применяя так называемый «организованный таваррук», когда в сделке формально участвует ещё и третья сторона, то в практике многих банков Юго-Восточной Азии для этих операций даже название используется то же, что упомянуто в пророческом хадисе – «бай аль-‘инах». И это лишь один из примеров нарушений Ислама исламскими банками, на практике же они могут быть гораздо менее явными. Не ставя своей целью описать все виды уловок и нарушений, которые практикуются в некоторых «исламских банках», мы хотим обратить внимание на данное явление в принципе. Очень важно понимать, что не каждая вещь, которая называется исламской, является таковой на самом деле, пусть даже она и практикуется в мусульманских странах.

«Скажи: "Не равны [запретное] мерзкое и [дозволенное] прекрасное, хотя бы даже изобилие мерзкого и восхищало тебя". Бойтесь же Аллаха, о обладатели разума. Может быть, вы преуспеете» (Коран, 5:100).

Поэтому, чтобы не стать жертвой банковского маркетинга и не попасть на ростовщические уловки, – необходимо серьёзно относится к изучению норм своей религии, касающихся экономических отношений – «фикх муамалят». Известно, что Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Не торгует на наших рынках тот, кто не изучил фикх, а тот кто не изучал, то он ест из ростовщичества, желает он этого или нет» («Танбих аль-гафилин», имам ас-Самарканди).

Данное предостережение от величайшего сподвижника, да будет доволен им Аллах, является особенно актуальным сейчас, когда ростовщичество проникло во все сферы человеческой жизни и столкнуться с ним можно далеко за пределами финансово-банковской сферы.

Искандер Исхаков, исполнительный директор Центра развития исламской экономики и финансов



4 комментариев


  1. (02.08.2015 12:29) #
    0

    Не все золото, что блестит. Гениально сказано :-))) Поняла также, что " нельзя держаться за коровьи хвосты, земледелие без усердствования на пути Аллаха". Мне страшно интересно посмотреть бы на человека, кто с 4-х утра на ногах, возделывая землю и выращивая хлеб., занимаясь с утра до ночи и облемы животноводства, своим приусадебным хозяйством, суоей семьей, еще бы умудрялся "между делом" постигать исламскую банковскую экономику.

    Но главное, что хотелось бы от данного молодого человека: ясного изложения того, что блестит. Этого как раз и не произошло. Единственное пожелание прозвучало: изучайте люди исламскую экономику, в противном случае, "кто не спрятался, я не виноват".

    Видимо, для муслимов-мужчин научиться ясно, логично, грамотно излагать свои мысли -такое же далекое понятие, как и сама тема "исламская экономика".

    • (03.08.2015 22:50) #
      0

      Уважаемая Халида!
      Во-первых, допуская, что многим мусульманам, занятым в сельском хозяйстве, не до исламского банкинга, но ровно также, как и не до обычных банков. Вместе с тем, также немало земледельцев и животноводов, которые реально нуждаются в деньгах. Государство и банки выделяют их только на кредитной основе, а субсидии - либо чрезвычайная редкость, либо направлены на погашение части кредитов или процентов по ним. Так что, муслимам-мужчинам как раз таки ДО исламского банкинга, чтобы иметь перспективу реально выгодного и перспективного бизнеса (сельское хозяйство суть тот же бизнес). Причём бизнеса, одобряемого Аллахом.
      Во-вторых, молодой человек вопреки Вашему неприятию его якобы неспособности ясного изложения, буквально на пальцах объяснил самый распространённый вариант запрещённого поведения в бизнесе: продаже товара даже не с правом, а с условием обратного выкупа за меньшую цену.
      Ну и в третьих. Искандер сделал одно важное заявление, в котором очень даже грамотно и предусмотрительно отметил: "Не ставя своей целью описать все виды уловок и нарушений, которые практикуются в некоторых «исламских банках», мы хотим обратить внимание на данное явление в принципе. Очень важно понимать, что не каждая вещь, которая называется исламской, является таковой на самом деле, пусть даже она и практикуется в мусульманских странах". Видимо знал, что щас появится Халида, которая своей каверзной критикой введёт его в тупик ;-)

  2. (04.08.2015 16:04) #
    0

    Халида права, статья пустая. Видно, что автору все равно о чем писать: ни идей, что делать предпринимателям, ни глубины изучения вопроса.

    • (04.08.2015 19:40) #
      0

      Ренат, Искандер объяснил наиболее актуальный вариант нарушения запрета ростовщичества. Он также пишет "данная уловка получила широкое применение во многих «исламских банках», посредством которой ими реализуется практически весь спектр ростовщических операций современных ссудно-процентных банков".
      За более подробной информацией можно обратиться к нему в частном порядке, в т.ч. в сетях, например Фейчбуке, Вконтакте и др.
      Лично я первый раз прочитал открытое заявление компетентного человека хотя бы об одном, но наиболее значимом нарушении "исламскими" банкирами запретов Аллаха. И, конечно же, разве можно недооценивать предупредительное значение выступления брата? В конце концов, можно обратиться к Ансару с просьбой организовать тут же конференцию. За последнее время тут уже два хороших специалиста выступили в онлайнах, но никто им не задавал вопросов о других видах нарушений запретов в банковской деятельности мусульман.Почему я обращаю внимание именно на нарушения запретов, а не осуществление дозволенного? Отвечу, бизнес должен быть свободен от запретов, которые от Всевышнего не исходят. Соответственно, дозволенным в бизнесе можно считать всё, что не запрещено Аллахом. Исходя из этого, получается, что знать запреты более актуально, чем перечисление дозволенного, информация о котором куда более обширна информации о запретах.