Cкандал в елабужской мечети

В Соборной мечети г. Елабуги разразился очередной скандал. Вновь в центре событий оказался недавно «избранный» мухтасиб Елабужского муниципального района 70-летний пенсионер Азмял Саматов. На этот раз данный персонаж начал активно выступать против помывки покойников и чтения заупокойной молитвы в специально оборудованном здании Дженазахана, расположенном рядом с Соборной мечетью. Свое «авторитетное» мнение Азмял Саматов аргументировал устным распоряжением председателя ДУМ РТ Ильдуса Файзова, а вот прихожане объясняют его поведение старческим маразмом. В результате группа прихожан из пожилых, авторитетных аксакалов после одного из намазов обступила перед мечетью своего оппонента со всех сторон, и в течение длительного времени пыталась его вразумить. Бабаи считают, что он стал мухтасибом района по какому-то недоразумению и никто не верит, что для муфтия Татарстана имеет принципиальное значение, где будут мыть елабужских покойников.

В татарских деревнях издревле сложилось так, что умерших мыли дома, а дженаза-намаз читали перед кладбищем. Эта традиция перекочевала и в города, однако бурное развитие многоэтажного строительства в республике заставило пересмотреть некоторые обычаи. Дело в том, что для современных городских домов характерны узкие проходы в подъездах, неудобные лестничные площадки, что создает проблемы при транспортировке тела покойного. Иногда его не единожды приходится носить туда-сюда. Например, вначале тело везут в морг, потом обратно домой и после омовения вновь выносят из квартиры. А если покойный жил на 9-ом этаже? С другой стороны, как-то дико для цивилизованной страны практиковать омовение покойников в городских квартирах. А в мусульманских странах подобные места для омовения оборудованы при всех мечетях.

Здание Дженазахана изначально было запроектировано и построено в составе Комплекса зданий и сооружений Соборной мечети г. Елабуги. Из-за нехватки помещений оно долгое время использовалось как учебный класс. Теперь же, в связи с открытием медресе, появилась возможность воплотить в жизнь задуманную архитектором идею. В прошлом году началась реконструкция этого здания. Скромные пожертвования стариков, которые выделяли из своих небольших пенсий деньги для этого благого дела и перечисления предпринимателей республики, позволили вывести реконструкцию этого здания на финишную прямую. Ввод в эксплуатацию данного объекта должен был избавить елабужан от многих неудобств, связанных с погребением наших единоверцев по мусульманскому обряду.

Остается надеяться, что случайные и, надеемся, временные люди на посту руководителей мусульманских общин не смогут погубить благие начинания верующих. Похоронный обряд – это часть нашей культуры. Старики хотят передать его молодому поколению, адаптировав для городских условий. Они боятся, что молодежь, которая привыкла мыслить рационально, дабы избавить себя от хождения по лестничным площадкам, начнет мыть усопших из шланга где-нибудь на автомойке. Нынешнее поколение стариков, принявших активное участие в финансировании реконструкции Дженазахана, еще не потеряло надежду на то, что они и сами будут обмыты в этом помещении после своей смерти по всем мусульманским канонам.



комментариев