Дагестан устал от крови

Рабочая группа Общественной Палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе 17 июня 2011 года провела общественные слушания «Республика Дагестан: религиозно-политический конфликт и поиск путей национального примирения».

Встреча началась с выражения соболезнования по поводу смерти ректора дагестанского Института теологии и международных отношений Максуда Садикова, убитого недавно в Махачкале. Максуд Садиков должен был участвовать в слушаниях и выступать как один из докладчиков.

Модератор слушаний ‒ Руководитель Рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко.

В первой части встречи были сделаны доклады, осветившие ключевые проблемы и вызовы, которые привели Дагестан к острому религиозно-политическому и гражданскому конфликту.

Заместитель председателя ДУМ РД Магомед Магомедов озвучил одну из главных проблем современного Дагестана – убийства сотрудников правоохранительных органов, правительственных структур, официального мусульманского духовенства. Одновременно с этим он поставил жесткий вопрос о практике спецопераций силовиков и штурмов частных домовладений, что превратило республику, фактически, в подобие прифронтовой полосы.

Специальный корреспондент газеты «Известия» Орхан Джемаль посвятил свое выступление общественно-политической эволюции салафитских общин Дагестана, а также важности начавшегося в республике диалога и сближения позиций противостоявших на протяжении последних 15 лет мусульманских общин разных толков. Джемаль отметил позитивные последствия III съезда народов Дагестана и работы Комиссии по адаптации боевиков. В его выступлении было также отмечено такое явление, как постепенное смягчение позиций представителей официального духовенства.

Сулайман Уладиев, председатель общественной организации «Дагестан – территория мира и развития» проанализировал деятельность ключевых игроков, формирующих архитектуру религиозно-политического конфликта в республике.

Среди них он выделил представителей федеральной и республиканской власти, последователей тарикатского и салафитского направления в исламе. По мнению С. Уладиева, органы федеральной власти не владеют всей полнотой информации по ситуации в Дагестане. Он высказал мнение, что ситуация в республике ухудшается и уже прошла точку невозврата. В своем выступлении общественник отметил, что сегодня наступил момент перехода от затянувшегося процесса обсуждения проблем к выработке конкретных мер по преодолению конфликта. Уладиев обратил внимание на кризис системы управления регионом, при которой «управление сводится к распределению должностей, совещаниям и заседаниям».

Владимир Васильев, председатель Комитета ГД РФ по безопасности, отметил, что силовые структуры России на Кавказе в огромной степени подвержены инерции, сформировавшейся из опыта ведения широкомасштабных боевых действий против сепаратистов на территории Чеченской Республики в 1990-е гг. На его взгляд, сложившаяся в тот период логика силового подавления очагов сопротивления механически переносится на качественно иную ситуацию, характерную для республик региона в нулевых годах.

Член Комиссии при главе Республики Дагестан Республики для содействия в адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики, Абас Кебедов коснулся проблемы протестной мобилизации мусульманской молодежи Дагестана по ближневосточному сценарию.

По его мнению, продолжающийся в республике силовой и чиновничий беспредел, похищения молодых людей, особенно мусульман, приводят к росту количества «лесных». Кебедов отметил, что число лиц, желающих влиться в ряды боевиков, на порядок превышает число лиц, желающих сложить оружие и вернуться к мирной жизни. Кебедов подчеркнул, что главная проблема – это отсутствие четкой государственной национальной политики. Он также подверг критике работу Комиссии по адаптации и отметил, что единственным путем к примирению противоборствующих сторон в республике является соблюдение законов, широчайший общественный диалог и постепенное включение оппонентов в процесс подписания некоего общественного договора о примирении.

Участники Слушаний подчеркнули, что в последние годы для Дагестана, как и для некоторых других республик Северного Кавказа, характерно устойчивое воспроизведение таких тенденций, как исламизация и «салафизация», нарастание отчуждения власти и населения, отток русскоязычного населения, радикализация и активизация диверсионно-террористического подполья.

Но в Дагестане, в чем были единодушны выступавшие, эти проблемы и тенденции проявлены наиболее отчетливо. В ходе дискуссии отмечалось, что Дагестан на сегодняшний день остается единственной республикой, где нарастает протест гражданского общества в форме структурированных объединений с четко оформленными требованиями.

На взгляд участников дискуссии, эффективность всех этих проектов пока не принесла ожидаемых эффектов.

При этом на Слушаниях было отмечено, что в Дагестане проводится определенная работа по преодолению последствий конфликта: создана Комиссия по адаптации боевиков, прошел Съезд народов Дагестана, налаживается диалог между различными общинами верующих, реализуются крупные экономические программы, что пока не привело к преодолению негативных тенденции, но в тоже время не позволило республике скатиться к хаосу гражданского противостояния.

Дополнительным фактором, обеспечивающим в значительной степени общественную стабильность в республике, является активность гражданских структур, ориентированность населения на инструменты традиционной и народной дипломатии. Жители республики создают официальные НКО, неформальные и незарегистрированные сообщества по защите и продвижению своих интересов, правозащитные структуры, альтернативные СМИ. Одной из мер по мобилизации общественного потенциала республики для решения стоящих перед обществом и властями проблем могло бы стать усиление роли общественных организаций РД.

Опыт Республики Дагестан в нормализации общественно-политической ситуации и преодолении последствий религиозно-политического конфликта, подчеркнулипочти все выступавшие, представляется весьма интересным для анализа и возможности его применения в других республиках Кавказа.

В ходе дальнейших дискуссий Абдулгамид Булатов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, сделал вывод, что в последние годы политика федеральных властей на Кавказе вернулась к модели взаимоотношений, характерной для властей Российской империи и кавказских элит в период «умиротворения Кавказа» в XIX веке.

Булатов подчеркнул, что федеральный центр должен изменить свою политику на Северном Кавказе, обеспечить исполнение федеральных законов. Ученый подверг критике проект «экономического кластера», поскольку он не учитывает несколько объективных устойчивых тенденций развития кавказских обществ. Булатов считает, что необходимо активизировать контакты дагестанских диаспор и республиканской власти.

Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Бекмурза Бекмурзаев отметил, что органы государственной власти республики, силовые структуры и духовенство оказались неспособными ответить на весь комплекс проблем и вызовов, с которыми столкнулось дагестанское общество. На его взгляд, вся серьезность и масштабность этих вызовов даже не осознана сторонами, желающими преодолеть усугубляющийся конфликт в Дагестане. Со слов Бекмурзаева, стороны диалога обязаны начать действовать более решительно для выхода из конфликта. Бекмурзаев предложил поддержать проект «Мир Кавказу», инициированный Рабочей группой ОП РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, на федеральном уровне и включить его в Стратегию развития Северного Кавказа.

Сайгидпаша Умаханов, глава Администрации г. Хасавюрта оппонировал тем выступавшим, которые заявили, что ключ к разрешению религиозно-политического конфликта в Дагестане находится в самой республике. Глава Хасавюрта считает, что основным фактором, способным сдвинуть процесс с мертвой точки, является консолидированная и долгосрочная политическая воля, проявленная федеральными властями. Умаханов говорил о кризисе системы назначения руководителей регионов.

Профессор Алексей Малашенко, эксперт Московского центра «Карнеги», доктор исторических наук отметил, что проблемы, поднятые на Слушаниях, озвучиваются экспертами и общественниками на протяжении последних 20 десятков лет. Малашенко отметил, что в Центре нет объективной картины ситуации в Дагестане. Малашенко призвал обратить внимание на тех, кому сейчас 15 лет и кто может уже через 5 лет стать армией носителей протестной идеологии. Эксперт сказал, что диалог, начавшийся в дагестанском обществе, надо беречь. Малашенко добавил, что сегодня ключевыми задачами для республиканских властей и общественности является недопущение срыва переговорного и миротворческого процесса и прогноз развития ситуации в республике на ближайшие десять лет. По его мнению, точка невозврата еще не пройдена, и время у власти и общества еще есть

Энвер Кисриев, заведующий отделом сравнительной регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, обратил внимание участников слушаний на то, что кризис на Кавказе в его специфическом проявлении есть отражение кризиса в стране в целом. Кисриев считает, что необходима настоящая реформа местного самоуправления. По образному выражению ученого, сегодня «вертикаль власти проткнула местное самоуправление и выжимает из него все соки».

Ученый отметил разрушение основ традиционной горской демократии, существовавшей в Дагестане на протяжении столетий. Ученый уверен, что сегодняшняя апатия дагестанской общественности и правовой нигилизм связаны именно с нежеланием и неготовностью федеральных властей поддержать процесс мобилизации и структурирования общественного и политического поля республики.

Имам Соборной мечети г.Избербаш, заместитель председателя ДУМ РД Мухаммад-хаджи Арсланалиев коснулся проблемы более широкого использования практики традиционной для Дагестана народной дипломатии и механизма примирения – «маслахат» в преодолении конфликтных ситуаций, а также поделился опытом собственной общины в продвижении этой практики.

Константин Казенин, заместитель главного редактора ИА REGNUM, обратил внимание на то, что внутриисламский диалог в Дагестане – это диалог между республиканскими религиозными структурами разных уровней, при этом сельские религиозные общины, в которых большим авторитетом обладают имамы, выпадают из этого диалогового поля. Казенин призвал СМИ и аналитиков не создавать страшилок из-за шариатизации сельской жизни Дагестана.

С рядом предложений выступил главный редактор дагестанской газеты «Настоящее время» Милрад Фатулаев. Он сказал, что для объективного расследования судебных дел, связанных с религиозным экстремизмом, их необходимо выводить за пределы республики, усилить общественный и гражданский контроль над правоохранительными структурами. Фатулаев предложил выйти в Конституционный суд с обращением о пересмотре Закона Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности»,

Главный редактор журнала «Ислам» Айна Гамзатова подняла проблемы недоверия федеральных и московских властей к жителям Кавказа. Гамзатова подвергла критике действия силовиков в ходе спецопераций. По ее мнению, ставка правоохранительных структур на силовые методы подавления протестных настроений в среде верующих, несоразмерное использование тяжелой военной техники против одиночных боевиков в непрекращающихся спецоперациях в густонаселенных районах городов и сел республики не способствует стабилизации ситуации в Дагестане, а ведет к радикализации общества и, в первую очередь, молодежи.

Дагестанский общественный деятель Икрамуддин Алиев высказался против практики составления сотрудниками правоохранительных органов списков неблагонадежных верующих, их преследования, похищений и пыток. Алиев также призвал собравшихся поддержать инициативу по отмене антиконституционного, на его взгляд, закона РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности».

Президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов поднял вопрос о том, что при назначении руководителей таких проблемных регионов, как Дагестан, федеральное руководство нисколько не учитывает мнение самих жителей республики. Кроме того, Керимов подверг дагестанские власти жесткой критике за недостаточно принципиальную позицию в деле защиты прав российских граждан, оставшихся без должной поддержки со стороны государства в российских анклавах Храх-уба и Урьян-уба на территории Республики Азербайджан.

По итогам слушаний были выработаны рекомендации органам государственной власти федерального, регионального и республиканского уровня по снижению влияния факторов, способствующих радикализации молодежи в республике, усугублению религиозно-политического конфликта.

Среди высказанных предложений и рекомендаций:

  • Прекращение практики составления сотрудниками правоохранительных органов списков инакомыслящих или неблагонадежных верующих, внесудебных преследований, похищений и пыток в отношении соблюдающих верующих и общественных активистов
  • Укрепление общественных структур республики, усиление роли Общественной палаты Республики Дагестан в преодолении последствий религиозно- политического конфликта и поддержки процесса национального примирения
  • Расширение практики народной и общественной дипломатии, продолжение инициированного ранее процесса сближения позиций разных религиозных и этнокультурных групп Дагестана
  • Обращение к Конституционному Суду РФ, Государственной Думе РФ и другим органам государственной власти с рекомендацией поддержать инициативу пересмотра вплоть до отмены закона Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности», как несоответствующего Конституции РФ и принципу свободы совести и вероисповедания
  • Усиление борьбы с коррупцией, клановостью в рядах представителей республиканской власти и правоохранительных органов
  • Обновление политической элиты и рекрутирование в управленческие, экономические и правоохранительные структуры республики специалистов нового поколения, не включенных в коррупционные схемы и клановые структуры
  • Прекращение практики командирования в республики Северного Кавказа силовых подразделений из отдаленных регионов России, что приводит к злоупотреблениям сотрудников правоохранительных органов, нарушению прав и свобод жителей региона, отчуждению местного населения от органов государственной власти
  • Активизация взаимодействия между дагестанскими властями и представителями дагестанских общин, проживающих вне территории республики, для превентивной профилактики конфликтов разного уровня и характера, вызревающих в регионах их проживания
  • Наделение членов Общественной палаты РД и Общественных советов при силовых структурах республики правом на осуществление общественного контроля над действиями силовых структур, над задержаниями и судебными процессами в отношении лиц, подозреваемых в причастности к экстремистской деятельности.
  • Принятие на уровне Президента РФ решения об амнистии лиц, отказавшихся от экстремистской деятельности, как инструменте национального примирения

Общественные слушания являются результатом сотрудничества Рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, органов государственной власти, общественных структур, академических и образовательных учреждений России. Партнерами мероприятия выступили Общественная палата Республики Дагестан, Союз общественных организаций Республики Дагестан, Российский конгресс народов Кавказа, Федеральная лезгинская национально-культурная автономия.

Слушания были организовано в рамках реализации более широкого круга проектов по поиску и выработке комплекса общественных мер в ответ на вызовы и угрозы общественной и политической безопасности на Кавказе.

В работе Круглого стола приняли участие более 80 участников, в числе которых представители Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в СКФО, Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, руководители и представители общественных организаций Дагестана, Духовного управления мусульман и независимых религиозных общин республики, сотрудники образовательных и научно-исследовательских заведений Северного Кавказа и иных регионов России, журналисты.



комментариев