Исламский прорыв Татарстана

Некоторые регионы Российской Федерации, особенно национальные, имеют свой «религиозный антураж». Татарстан не исключение в этом списке, эксперты признают: выстроенная политическая ситуация в республике благоприятствует развитию всех традиционных конфессий, хотя ислам развивается динамичнее, а мусульманский фактор начинает играть уже определяющую роль и среди татарской элиты. Казань как духовный центр татарского народа постепенно превращается в город с мусульманским колоритом.

Начало исламского возрождения


Резкий всплеск исламской составляющей Казани, да и всего Татарстана, был вызван восстановлением в Казанском Кремле в 2005 году мечети «Кул Шариф». Кто бы мог тогда подумать, что эта мечеть станет символом возрождения татарской идентичности. Общество консолидировалось и совсем по-другому начало смотреть на Ислам. Казань приобрела восточный вид и укрепила за собой название мусульманской столицы России. Мудрая политическая ситуация, выстроенная в республике первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, на первый взгляд, не давала никаких преимуществ одной конфессии перед другой.

Но возросшее религиозное самосознание татарского народа и непроизвольный процесс «исламизации» населения сделали свое дело: сейчас Татарстан — самый благоприятный регион России для мусульман. К слову, его не притесняют, если он не бредит идеями о всемирном халифате и идеями фанатизма. Все остальное: его борода, одежда и принадлежность к тому или иному течению — никого не волнуют, главное, это не должно вредить устройству российского государства. За этим четко следят в республике, о чем свидетельствуют судебные дела над различными радикальными исламскими группами типа «Исламский джамаат» и «Хизб-ут-Тахрир». В остальном Казань доброжелательна к мусульманам.

Конечно, развитию исламской инфраструктуры в Татарстане, в частности в Казани, сопутствовали определенные политические процессы. Ментальность татарского народа, центристская позиция Духовного управления мусульман Республики Татарстан, которое не отворачивало обучившуюся за границей молодежь, как в других регионах страны, а перевоспитывало; экономическая конъюнктура Татарстана, где были самый низкий показатель безработицы и один из высоких показателей роста экономики; сближение первого президента Татарстана М. Шаймиева с генеральным секретарем Организации Исламская Конференция Экмеледдином Ихсаноглу; открытие Иранского и Турецкого консульств в Казани; проведение ряда крупных международных мусульманских мероприятий в столице — все это помогло выстраиванию мусульманской составляющей в республике и благоприятствовало ее развитию.

Как утверждают эксперты, идея превращения Татарстана в колыбель толерантности и межконфессионального согласия, где, по сути, отвергается фактор «жесткости» к религиозным группам, тоже сыграла свою роль во благо развития Ислама в республике. Регион стал привлекательным для многих мусульман России, ближнего и дальнего зарубежья: они стали мигрировать в крупные города Татарстана, особенно в Казань, так как здесь открывалось больше перспектив для трудоустройства вкупе с лучшими условиями для соблюдения религиозных обрядов.

Но самое важное для развития любой религии — это образовательные центры. Татары и в этом преуспели: в республике функционируют 12 мусульманских учебных заведений, которые расположены в трех крупных регионах: центральном — Казань, закамском — Альметьевск и юго-западном — Буинск. Важным в становлении мусульманского образования стало открытие Российского Исламского Университета в столице.

С его созданием процесс мусульманского просвещения в столице Татарстана приобрел совсем другой, более высокий уровень. Сейчас и мужчины и женщины, а также их дети могут изучать основы религии и арабский язык на курсах при многих мечетях и медресе в удобном для них режиме: очном, заочном, дневной и вечерней формах обучения, воскресных курсах. Ежегодно в крупных городах Татарстана проводятся конкурсы чтецов Корана, знатоков Ислама. Активно развивается книгопечатание: выпускаются как переводные издания, так и труды татарских мыслителей, классиков и современников.



Исламская инфраструктура

Надо признать, что теперь в республике Ислам исповедуют не только старики, которые смогли сохранить религию во времена воинствующего атеизма, но и люди молодого и среднего возраста, и их большинство. Достаточно появиться в пятницу в мечети, чтобы убедиться в этом. Это люди абсолютно любых социальных групп: студенты, бизнесмены, интеллигенция, чиновники, «братки» и т.д. Они хотят не только молиться в мечети, но и выстраивать всю свою жизнь и жизнь своих детей согласно законам шариата: питаться дома и в общепите халяльной пищей, одеваться по мусульманским обычаям, отдавать своих детей в детсады и школы, где кормят халяльной пищей и где в программу образования включены предметы по Исламу; в сфере услуг мусульмане предпочитают те заведения, где условия максимально приближены к канонам их религии.

Поэтому было понятно, что развитие мусульманской инфраструктуры лишь дело времени. Так оно и вышло: за последние пять лет Казань и другие крупные города преобразились. Началось масштабное по своим размерам мусульманское развитие: строительство мечетей, открытие халяльных кафе и ресторанов, магазинов одежды, гостиниц, молельных комнат в больницах; появление «квартальных мечетей», когда площадь первых этажей выкупается и отделывается под мечеть; открытие халяльных супермаркетов и магазинов, появление мусульманских медицинских учреждений, специальных такси для мусульман, салонов красоты, фитнес-клубов для мусульманок, турагентств, предоставляющих туристические услуги в различных странах с халяль-отелями и многое другое.

В большинстве случаев появлению мусульманской инфраструктуры способствовало само общество, без участия государства и Духовного управления мусульман Татарстана. И это принесло свои плоды: в 2010 году в Татарстан пришли первые серьезные инвестиции из мусульманских стран благодаря работе, проделанной консалтинговой компанией ИФК «Леново», которую возглавляет Ленар Якупов. В последнее время он сопровождает Президента Татарстана Рустама Минниханова в его рабочих поездках в юго-восточные и арабские страны для привлечения исламских инвестиций в республику.

Стоит особо отметить развитие халяльного общепита: кафе и рестораны любого уровня и на любой кошелек появляются как грибы после дождя, все уже сбились со счету, сколько же их в Казани. Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана признает, что отследить их появление с каждым годом становится все сложнее, но тем, кто обращается к ним за проверкой и проходит жесткий контроль, выдают свидетельство.

В реестре Комитета «Халяль» кафе и ресторанов всего около 10, хотя процедура проверки кафе и ресторанов абсолютно бесплатная. Видимо, не все они халяльные. Но надо признать, что мусульманину можно поесть в любом районе города, выбирая кухню: татарскую, турецкую, арабскую, узбекскую или японскую. В республике уже появилась традиция: во время месяца Рамадан, когда мусульмане держат пост уразу, во многих мечетях и халяльных кафе на средства меценатов проводятся ифтары (разговение после поста) для всех желающих.



Только начало

Развитие ислама в Татарстане, в регионе, где по официальной статистике около 52% мусульман, а соблюдающих обряды из этих 52% примерно 12%, действительно впечатляет. Хотя татары менее религиозны по сравнению с другими мусульманскими нациями России и в большей мере ассимилированы с русским народом, чем народы Кавказа, все же им стоит отдать должное — татарская элита понимает, что сохранить нацию удастся только через религию. Кстати, ислам, по своей сути, наднациональная религия. Поэтому необходимо учитывать, что помимо татар в мечети Казани и других крупных городов ходят мусульмане разных национальностей из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сейчас город Казань насчитывает 46 мечетей, интенсивно строятся еще несколько. Их расположение помогает мусульманину чувствовать себя комфортно. В республике же, по данным Духовного управления мусульман, насчитывается уже 1350 махалли-приходов, и число их растет с каждым годом. О растущем количестве мусульман говорит также кратно увеличивающееся с каждым годом количество паломников в Хадж и Умру к святым местам Ислама.

По большому счету, статистика — не главное в процессе бурного развития ислама в регионе, и она в ближайшее время непременно будет работать на мусульман, тем более, сейчас экс-президентом Минтимером Шаймиевым воссоздается Булгарский историко-архитектурный комплекс: с мечетью, медресе, резиденцией муфтия, музеем и соответствующей инфраструктурой. Город Булгар уже много лет собирает татар не только Татарстана, но и всех смежных регионов: Башкортостана, Чувашии, Марий-Эл, Мордовии, Удмуртии, Пензенской, Ульяновской, Самарской областей и др. Нет сомнения в том, что под чутким руководством политического тяжеловеса М. Шаймиева и с грамотной идеологической составляющей Булгары станут центром духовного единения всех татар России.

Еще одна составляющая исламского возрождения в республике — это мусульманские СМИ. Ни в одном другом регионе они не развиваются так активно, как здесь. Первый всплеск их развития пришелся на начало 90-х годов, второй — на последние 2-3 года. Сейчас в республике, по данным справочника ДУМ РТ за 2010 год, издаются 26 газет на татарском и русском языках, и столько же сайтов постоянно обновляется в сети интернет. Растет количество мусульманских передач на традиционных радио и телевидении. В татарских газетах и журналах республики существуют целые рубрики, посвященные Исламу. В Казани уже пять лет подряд проходит международный фестиваль мусульманского кино, больше известный под брендом «Золотой минбар».

Но все же главное, что сейчас определяет развитие Ислама в регионе, так это появившаяся прослойка предпринимателей, которым небезразличны их религиозные взгляды. Они все больше мечтают вести свой бизнес по канонам шариата, даже появилось некоммерческое партнерство предпринимателей-мусульман — группа «Тархан», координирующая их деятельность. Единственно, чего им и простым мусульманам не хватает, так это исламского банка. Наверное, сейчас для Татарстана — это лишь вопрос времени. В республике в этом году уже появилась компания «Юмарт-Финанс», кредитующая и занимающаяся инвестиционными вкладами по мусульманским правилам, под патронажем Правительства РТ прошел второй международный саммит по мусульманским финансам, и это говорит о многом…



комментариев