«Золотой Динар»: мир в поисках вакцины от финансового краха

Внимание мировых финансовых аналитиков последнее время приковано к ситуации в Еврозоне, где, вслед за Грецией, негативные прогнозы приходят по Португалии и Испании.

Между тем валатильность на рынке энергоресурсов является основным каналом распространения кризиса, в частности в нашей стране. Так, если бы не нестабильность на Ближнем Востоке, цена на нефть уже сегодня составляла бы 70 долл/баррель.

Незначительная корректировка цены нефти наметившаяся с конца июня не имеет долгосрочной перспективы в динамике, в связи с тем, что уже сегодня ФРС США понижает прогноз по темпу роста экономики с 2,4% до 1,9%. Кроме того, в докладе ФРС от 19-20 июня говорится о влиянии внешних факторов на экономику США, таких как кризис в еврозоне и замедление экономики в мире. Эти факторы увеличивают уязвимость экономики и финансовой системы США в среднесрочной перспективе. Рост цен на нефть последней недели был обусловлен данными министерства экономики США о сокращении запасов черного золота на 4,7 млн.баррелей, а также заявлением главы евроцентробанка Марио Драги о невозможности обрушения евро и мобилизации для этой задачи всех ресурсов Евросоюза.

Позиция евроцентробанка, накануне стала толчком к настоящему ралли на фондовом рынке. Так, в течение дня выросли все мировые финансовые индикаторы. Индекс РТС вырос на 2,5%. Оснований для длительного прогноза тенденции роста – нет и дальнейшее состояние рынка будет обусловлено конкретными практическими шагами центробанка Евросоюза в подтверждение курса на спасение Евро.

Россия между Европой и Китаем

Для нашей страны, кроме цены на энергоресурсы, влияние на экономику также оказывает кризис в еврозоне и замедление Китая. Так как Китай является крупнейшим в мире потребителем энергии и основных металлов: стали, алюминия, меди, свинца, никеля, олова, цинка, то он существенно влияет на мировые цены, что отражается на замедлении экономики и в России. И это, не смотря на то, что в структуре экспорта более значимый потребитель для России – это Европа.

Так, при замедлении экономики Китая на 1% в квартал (с 2.2% сейчас до 1.2%) можно с уверенностью прогнозировать падение цены на металлы на 20% и снижение цены на нефть до 80долл/баррель. Это скажется замедлением роста ВВП в России до 1,2% в год по сравнению с плановым в 3,7% на 2012год при цене 100 долл/баррель.

Цена нефти

Эта абсолютная величина приковывает последние месяцы к себе самое пристальное внимание всех аналитиков, трейдеров, игроков фондового рынка, экономистов и банкиров. Попытаемся понять, что же из себя представляет этот показатель и какие факторы влияют на его величину.

Индекс соотношения количества долларов США, представленных на мировом рынке к количеству (объему) нефти в определенный момент времени, имеющейся на мировом рынке представляет собою «цену нефти».

Соответственно, чем больше долларов США печатает ФРС Америки, тем дороже стоимость барреля нефти, и наоборот, чем больше объем нефти в определенный период времени, тем цена ее ниже. С учетом того, что добыча нефти претерпевает лишь незначительные колебания, в отличие от аппетитов ФРС США, можно с большой долей вероятности предположить, что цена нефти напрямую зависит от доллара.

Именно управляя этим индексом, США влияют на все мировые цены и на все остальные курсы валют и все мировые рынки. Ведь, по сути, все остальные цены и курсы валют включая курс Евро-Доллара, являются не более чем производными от этого единого мирового мерила стоимости «всего» - от индекса соотношения нефти и доллара.

Нефте-долларовый вестерн

После отмены Бреттон-Вудского соглашения доллар устоял лишь за счет того, что в формуле «доллар-золото», константу «золото», от которой, собственно, зависела любая валюта, заменили переменной «доллар», который и стал «константой» в формуле «нефть-доллар», хотя по всей логике вещей именно цена доллара должна определяться количеством нефти предлагаемой за каждые 100 долл.

Таким образом, доллар устоял. Его экспансия на товарно-сырьевые рынки и в экономики суверенных государств, продолжилось привязкой стоимости всех биржевых товаров к доллару США и за счет долларового наполнения золотовалютных резервов этих стран.

Сегодня, в преддверии надвигающейся рецессии и финансового кризиса, который в ближайший год-два войдет в свою основную фазу, стабильность суверенных валют, не обеспеченных золотом, ставится под большой вопрос и совершенно очевидно неминуемое их обесценение, как очевидно и то, что мир постепенно возвращается к золотому стандарту.

Золотой стандарт

Возвращение к золотому стандарту – это не утопия. Мир отказался в 1971 году от этой денежной системы по причине, которую хорошо описал Роберт Трифиин. Согласно сформулированному им ключевому противоречию Бреттон-Вудской системы, которое в дальнейшем было названо «Диллемой Трифиина»: «Эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна происходить, невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента».

Для преодоления этого противоречия и вывода резервной валюты за национальные рамки в 1969 году Международный валютный фонд начал эмитировать «Специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались.

Де-факто все страны понимают, что роль золота, как главной резервной мировой валюты возвращается. Этому свидетельствует и интерес Индии, которая приобрела у МВФ 200 тонн золота и Китая, который делает недвусмысленные заявления, что, рыночная стоимость золота завышена, из чего становится очевидным, что Китай намерен продолжать скупать золото, а заявления направлены лишь на снижение его стоимости.

Исламские финансы в системе «золотого стандарта»

В 2001 году малазийским премьер-министром и одновременно министром финансов Махатхиром Мухаммадом был предложен проект «золотого (исламского) динара» в продолжение темы возвращения к «золотому стандарту».

Идея «золотого динара» впервые была выдвинута членами одного из суфийских братств, Умаром Ибрахимом Вадильо и 'Абд ал-Кадиром ас-Суфи.

Таким образом, основоположниками проекта принято считать доктора Махатира Мохаммада, Умара Ибрахима Вадильо и 'Абд ал-Кадира ас-Суфи.

Основной целью проекта называют аккумуляцию обеспеченного золотом капитала в мусульманском мире. В основе проекта лежит идея «золото в обмен на энергетические ресурсы».

Проект основывается на заключении договоренностей между мусульманскими странами-участниками проекта, которые должны построить клиринговую систему расчетов золотым динаром, основанную на принципе взаимозачетов.

Таким образом, проект «золотого динара» подразумевает создание международной валюты для внутри- и внешнеэкономических операций между её участниками и построения надежной финансовой системы.

Причиной популярности идеи создания собственной международной валюты, применяемой о внутри- и внешнеэкономических расчетах лежит в обострении валютно-финансовых и в целом, общеэкономических противоречий между «блоками» индустриальных стран и, как следствие, дестабилизации международных валют.

После Азиатско-тихоокеанского кризиса 1997-1998гг., который стал апофеозом кризисных явлений мировой экономике проект «золотого динара» начал обсуждаться на международном уровне.

Локомотивом в реализации этого проект выступает Малайзия. Данная инициатив является кардинальным шагом в уменьшении внешней зависимости экономик исламских стран.

О механизмах реализации взаиморасчетов между странами-участницами системы «золотого динара», о политических аспектах и противодействии со стороны международных финансовых институтов, таких как МВФ – в следующем материале на Ансар.ру



комментариев