Батырша: герой или фанатик?

XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Фаизхановские чтения», прошедшая 12 апреля с.г. в Санкт-Петербурге, была приурочена к 300-летию со дня рождения выдающегося деятеля в истории мусульман Поволжья и Урала Абдуллы Алиева, известного как Батырша. В этой связи Всемирный русский народный собор (ВРНС) выступил с резким заявлением, назвав Батыршу «антироссийским националистом и религиозным фанатиком». «Чествование Батырши в дни траура по жертвам теракта в Санкт-Петербургском метрополитене, число которых, к сожалению, продолжает расти, выглядит в этом контексте как вызов гражданскому миру и межрелигиозному согласию в нашей стране», - сочли в ВРНС.

Всероссийская конференция «Фаизхановские чтения» проводится в России четырнадцатый год. Это одно из крупнейших научных событий в мире российского исламоведения. В 2017 году она была посвящена вопросам взаимоотношений власти и общества в рамках полирелигиозного государства. Ее организаторами выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский исламский институт.

В своих выступлениях участники – академики, историки, преподаватели вузов, научные сотрудники, представители мусульманских организаций - обсуждали различные этапы истории Российского государства: от периода Хазарского каганата до времени распада Советского Союза.

В приветственном слове председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обратился к исторической роли муллы Абдуллы Алиева – Батырши. Абдулла Алиев, известный как Батырша, выступал идеологом и предводителем Башкирского восстания 1755-1756 годов, протестуя против колониальной политики царизма. «Именно восстание, возглавленное Батырши, — сказал муфтий, — сыграло роль своеобразного катализатора, заставившего правительство Российской империи, ориентировавшееся прежде исключительно на христианскую культуру, обратить внимание на чаяния мусульманского населения».

Всемирный русский народный собор, возглавляемый Патриархом Кириллом, в своем заявлении назвал Батыршу «известным антироссийским националистом и религиозным фанатиком». «Прикрываясь исламской фразеологией, этот одиозный деятель разжигал ненависть в отношении русских и православных, а также дружественных им мусульман, подстрекал к убийствам и провоцировал беспорядки, призывал к военной агрессии мусульманских стран против России. Отметим, что сегодня именно так действуют идеологи и пропагандисты исламистских террористов», - считают в ВРНС.

Личность Батырши и положение мусульман

«Абдулла Алиев родился в 1715 году на башкирской земле, получил хорошее богословское образование в медресе, служил имамом, был очень образованным и по тем временам передовым человеком, духовным лидером, - рассказал в беседе с корреспондентом Ансар.Ru доктор исторических наук, профессор, почетный академик Академии наук Республики Татарстан Фрид Рашитов. – В 1753 году он обратился с письмом к императрице Елизавете Петровне с требованием закрыть Новокрещенскую контору, которая была открыта при Анне Ивановне в 1732 году. Эта контора проводила очень жесткую кампанию по крещению местного населения, прежде всего татар и башкир, и это вызывало у татаро-башкирского народа большое недовольство».

Фрид Рашитов отмечает, что в своем письме к императрице Батырша обвинял правительство в том, что оно нарушает обязательства и обещания, которые были даны ранее: «При императрице Елизавете были сломаны десятки и сотни мечетей, закрыты медресе, были гонения на мусульман, оказывалось экономическое давление на мусульманское население. Например, в тех деревнях, где население крестилось, их повинность перелагалась на мусульман. Если десять процентов населения в деревне принимали крещение, то остальные – мусульмане – должны были уйти из этой деревни».

«Тем не менее, - отмечает академик, - Батырша сначала обратился с письмом к императрице, где сообщил, что если эти нарушения будут продолжаться, то мусульмане имеют все права восстать против такого правительства. Ответа на это письмо никакого не последовало, и Батырша обратился с воззванием к мусульманам о подготовке к выступлению. Была назначена дата этого выступления – 1 июля 1755 года, но царские чиновники приняли неосторожные меры – и восстание началось стихийно. Оно было подавлено вооруженной силой. Батырша был арестован, а в 1762 году погиб».

Роль Батырши

«Одна из заслуг Батырши в том, что он начал акцию, которая в итоге привела к изменению отношения к иноверцам, - рассказал Ансар.Ru историк Дамир Исхаков. - Конечно, кондовым сторонникам империализма не нравятся эти события, но требования повстанцев того времени соответствуют устоям демократического общества. Они призывали к равноправию и готовы были жить мирно, с условием, что не будут трогать их веру».

По его словам, первая половина XVIII века в России была периодом глубочайшего кризиса во взаимоотношениях новоимперской власти с народом, что и привело к конфронтации. «Предпринимались попытки насильственного обращения мусульман в христианскую веру, и это была целая политика. В результате восстания мусульманских народов имперская власть начала осознавать, что необходимо менять эту политику. Эта новая мысль окончательно овладела их умами после восстания Пугачева», - отметил он.

«Что касается позиции Батырши в отношении русского народа, православной церкви и российского государства, - говорит Фрид Рашитов, - я считаю, что его никак нельзя обвинить в том, что он был против русского народа, церкви и государства. Он не призывал выйти из состава российского государства, а признавал право на восстание против несправедливости. Я считаю, что Батырша – герой нашей общей истории, как и Емельян Пугачев, как и Салават Юлаев. Мне кажется, что проводить научные конференции и другие мероприятия, посвящая их 300-летию со дня рождения Батырши, - это вполне нормальное явление».

Напомним, что руководитель Санкт-Петербургского мухтасибата Дамир Мухетдинов в социальных сетях так прокомментировал скандальное заявление ВРНС: «На своих официальных сайтах мы во всех подробностях знакомим публику с содержанием конференции, тезисами ключевых ее участников, среди которых академики, руководители ведущих вузов страны, профессура, признанные в России и за рубежом историки ислама. Каждый интересующийся может найти на наших ресурсах исчерпывающую информацию по содержанию конференции».

«А что касается оскорбительной характеристики для этой исторической личности, - добавил он, - я надеюсь, к подобным выпадам не останутся равнодушны Всемирный конгресс татар и Всемирный курултай башкир. В свою очередь я задумался, кто еще из отечественных мусульманских исторических личностей подпадает под такое же определение? Кул Шариф? Имам Шамиль? Салават Юлаев?».

Мнение народа

Востоковед Ильдар Нуриманов считает, что «нужно давно признать и успокоиться, что Россия многонациональная страна и все народы равны в этом государстве, у всех свои ценности, традиции и культура». «Все чтут своих религиозных и государственных деятелей, которые боролись за свою веру, честь и родину», - пишет он.

«По сути, группа религиозных националистов, относящих себя к РПЦ, пытается лишить татар своей истории, - убежден общественный деятель Мунир Беюсов. - Все подобные выпады свидетельствуют о будущих планах возрождения политики крященизации. Задача у них, как понимаю, одна: подорвать межрелигиозную и межнациональную стабильность, что недопустимо».

«Слова о том, что Россия многонациональная и поликонфессиональная страна, где каждый народ имеет право на свою культуру, традиции, в реальной жизни остаются лишь пустыми словами. Государство настойчиво лоббирует интересы РПЦ, что даже вызывает отвращение к церкви у самих русских. Эти оскорбления в адрес Бартыши расцениваю как оскорбления в адрес татар, башкир и мусульман в целом», - пишет пользователь Дамир Гайнутдинов.

«Это нелогично: переносить историю XVIII века и клише "антироссийский " на век XXI. Тогда и казанских ханов с Сююмбике нельзя вспоминать - они же антироссийские. Мечеть Кул Шариф - антироссийская?», «А Лука Конашевич, чья политика насильственной христианизации довела до пугачевского восстания, против политики которого в том числе боролся Батырша, господа из Собора, дайте и ему оценку», - высказываются анонимные читатели.



1 комментариев


  1. (18.04.2017 14:23) #
    0

    С каких пор Батырша исламский радикал и фанатик, призывавший воевать против православных!?
    Те кто ТАКОЕ с высоких трибун вещают сразу говорю с историей вообще не знакомы. У нас вообще последнее время заявилась странная тенденция если бунт супротив царя дома Романовых то это заграница проплатила. Если татары или башкиры взбунтовались, то это, если следовать логики некоторых индивидумов, "Рука Османской Империи" протянулась через Черное Море. Памятные доски Колчаку (чьей фамилией Сибири до сих пор самых злых псов называют), Маннергейму (который во все пособник фашистов, и который тоже приложил руку к блокаде Ленинграда).
    Обращаю внимание, что ни татары, ни башкиры в те времена с русским народов не воевали, а бок о бок русскими воевали супротив царской и церковной эксплуатации (если кто не в курсе то у церкви тоже были крепостные), что показали Разинский и Пугачевский бунты. За все остальное вообще молчу т.к. ответ на такой навет на Батыршу займет ни одну страницу фактов и подлинных исторических свидетельств, включая его письмо к императрице, где говорит с ней не фанатик, а доведенный властями (в т.ч. церковными) до отчаяния, которому ничего не осталось как подняться на борьбу супротив произвола властей. Письма Батырши, те умники явно не читали.