Борец за традиционный ислам оказался сектантом

Откровения бывшего первого заместителя муфтия ДУМ РТ Рустама Батрова о его отношение к исламу, вызвали недоумение у многих жителей Татарстана. На страницах одного из популярных сайтов республики он регулярно печатает статьи, которые многие мусульмане называют не иначе как богохульными. Своими мыслями на этот счет с читателями «Звезды Поволжья» делятся два публициста с именем Ленар, один из которых журналист Ленар Мифтахныкы из г. Елабуги. Они выступили под общим псевдонимом «Ике Ленар (берсе абый)».

Неискушенный читатель в словах Рустама Батрова почувствовал веяния новизны, а наивная часть аудитории уловила даже заявку на интеллект. На самом деле ни того, ни другого там нет. Все его рассуждения – это скомпилированный текст идеологов коранизма. Примерный борец за традиционный ислам Рустам Батров оказался обычным сектантом. Поэтому его желание подорвать авторитет ханафитского мазхаба в Татарстане закономерно. Его цель – популяризация идей коранизма.

Ислам как известно зиждется на Коране (прямой речи Аллаха), и Сунне (мусульманских преданиях о жизни пророка Мухаммада). Споры последних десятилетий, которые шли в исламском общественно-политическом пространстве Татарстана как правило сводились к правильному пониманию сунны. Эти разногласия привели к открытому конфликту между ханафитами и т.н. салафитами. Пока они разбирались между собой, чей же ислам традиционен и кто из них правильнее понимает и соблюдает сунну на сцену вышли кораниты. А вот коранизм вообще ставит под сомнение необходимость соблюдения сунны. Мусульманские ученые всего мира единогласны в том, что это ересь, поскольку истинный смысл Корана невозможно постичь не зная высказываний и поступков пророка Мухаммеда.

Кораниты внедряясь в доверие и продвигая свои идеи используют очень эффективную тактику: на людях они отрицают, то что исповедают коранизм и даже могут оскорбиться если их назвать коранитами. Их деятельность рассчитана на невежественных в вопросах ислама людей. Они делают вид, что борются с отсталостью, средневековьем в исламе и даже некими «испражнениями» (по версии Батрова) и призывают ислам к реформе. На деле - подменяют исламские ценности своими измышлениями. Для пропаганды своих воззрений и очернения сунны они используют самые грязные технологии.

Исторические корни коранизма

Строго говоря, коранизм не является отдельным общественно-политическим течением со своей четко сформированной доктриной, идеологами и бесспорными лидерами. Скорее можно говорить о сумме идей, благодаря которым того или иного деятеля можно отнести к коранизму.

Примечательно, что главная идея коранитов – отрицание сунны как одного из основных исламских источников – далеко не нова. Пожалуй, первыми апологетами идеи отрицания сунны были хариджиты, появившиеся на заре исламской истории. Они считали сподвижников пророка Мухаммеда кяфирами и отказывались принимать хадисы, переданные ими. Хариджиты отрицали сунну, так как она препятствовала распространению их воззрений. Спустя некоторое время со схожими идеями выступили мутазилиты. Они также отрицали хадисы, а исламские принципы объясняли, опираясь на рациональные доводы.

После этого идея признания Корана как единственного и неоспоримого исламского источника была забыта до XIX века, пока под воздействием европейского колониализма не пробудилась вновь. Не случайно эту идею взяли на вооружение индийский ученый Аслам Джайраджпури и его последователь пакистанский ученый Гулям Ахмед Парвиз, ведь Индия долгое время была главной британской колонией. В своих многочисленных трудах они высказывались в пользу Корана как единственного источника откровения, и выступали последовательными критиками хадисов, считая, что многие из них были сфальсифицированы. Аслам Джайраджпури рассматривал хадисы как просто исторический бэкграунд ислама, надобность в котором осталась в прошлом. Гулям Ахмед Парвиз выступал за то, чтобы у мусульман в Юго-Восточной Азии было свое государство. По всей видимости, его деятельности на религиозном поприще во многом была связана с тем, что для самостоятельного государства была необходима собственная оригинальная доктрина.

В XX веке коранизм связывают прежде всего с именами Рашада Халифы и Ахмада Мансура. Египетско-американский ученый Рашад Халифа отрицал сунну для того, чтобы иметь возможность самостоятельного толкования Корана. Так он в нарушение положений Корана называл себя посланником, а также высчитал год, когда, по его мнению, наступит Судный день. В свою очередь Ахмад Мансур в 1985 году был изгнан с должности преподавателя в университете Аль-Азхар за пропаганду идей, противоречащих исламским традиционным взглядам.

Интересно, что и Рашад Халифа и Ахмад Мансур эмигрировали в США, которая стала для них благодатной площадкой для выработки своих идей. Ахмад Мансур и вовсе основал там Коранический центр и создал сайт по пропаганде идей коранизма. При этом он известен радикальным отрицанием сунны. В частности, на своем сайте опубликовал фетву, разрешающую мусульманам наркоторговлю и употребление наркотиков, потому что в Коране нет прямого запрета на это.

Коранизм в России

Для российского ислама представляет опасность то, что одним из духовных лидеров коранитов является ученый-востоковед из Москвы доктор философских наук Тауфик Ибрагим (сириец по происхождению). Он частый гость Татарстана, а будучи светским исламоведом и имея определенный вес в научной среде пропагандирует свои идеи в университетской среде. Доверяя его авторитету многие воспринимают ислам именно под его углом зрения. А он предлагает молодежи более удобную, чем ислам религию, которая хорошо вписывается в современное вестернизированное общество.

Учение Тауфика Ибрагима – это микст разнообразных идей, некоторые из которых противоречат исламской ортодоксии. В частности, он придерживается старой идеи, что мусульманин может свободно толковать Коран на основе своего разума. Учение Ибрагима и взгляды его последователей представляет собой попытку либерализации ислама, примирения его с современностью. Это является основополагающим пунктом в воззрениях современных коранитов. Естественно, что пересмотр сунны играет здесь ключевую роль, открывая возможность для своевольного толкования исламских положений, заключенных в Священном Коране.

Кораниты в Татарстане существуют уже не одно десятилетие. Однако до появления Батрова они не имели публичной личности для открытой пропаганды. Кроме того у них не было возможностей широко внедрять свои идей используя светские издания. В настоящее время голос их миссионеров слышится все сильнее и сильнее, причем в простой и популярной форме. Нередко они опираются на авторитет татарского публициста XIX-XX вв. Мусы Бигеева, в работах которого также прослеживаются эти идеи.

Идеи коранизма циркулируют в исламском мире не первое столетие. Лозунги у коранистов красивые и привлекательные. Они высказывают за то, что намаз можно совершать не в установленное время, а исходя из собственного жизненного ритма, что уразу можно держать по три дня каждый месяц. Подобные взгляды они объясняют необходимостью облегчить жизнь мусульман, чтобы они заняли конкурентное место в современном быстро изменяющемся мире. Мы видим, как сегодня проходит этот процесс на Западе, где например, женщины становятся имамами.

Либерализация ислама – новое испытание для нашего общества, которая несет в себе большую опасность. Трудно себе даже представить, к чему можно прийти, если каждый будет толковать Коран по-своему. Через моду на коранизм прошли многие государства прошлого и современности. Например в Казахстане кораниты смогли пролезть в высшие органы управления государством. Назарбаев совсем недавно зачистил свою республику от носителей этих идей. У нас есть убеждение, что коранизм - это только мода, а мода как известно изменчива. Мы верим, что мусульмане Татарстана справятся и с этой напастью.

Ике Ленар (берсе абый)



комментариев