Д-р Тарик Рамадан об исламском феминизме

Ниже приводится фрагмент выступления известного исламского ученого и мыслителя д-ра Тарика Рамадана на одной из конференций на тему положения мусульманской молодежи и женщин на Западе.

Все начинается со школ, когда девочки учатся гораздо лучше мальчиков, и это вполне логично. То, что их защищают [от влияний извне], заставляет их концентрироваться на школе и учебе, и у них это отлично получается.

То есть, мальчики имеют больше свободы, чем девочки, и девочки концентрируются на учебе, поскольку им больше нечем занять свое время, но в то же время они обретают свободу по-своему.

Вот почему сейчас во всех европейских странах и США существует высокий стандарт образованных мусульманок, понимающих разницу между культурой и религией, и тот факт, что зачастую некоторые вещи из культур или буквальных прочтений воспринимаются как истинное учение Ислама, хорошо им понятны.

Существует ошибочное представление о том, что означает скромность и попытки оградить себя от запретного, как для мужчин, так и для женщин. Есть восприятие, что для женщин это означает не появляться на публике и не находиться в обществе мужчин, не бывать в общественных местах и сидеть дома, что совершенно противоречит даже действиям самого Пророка (мир и благословения ему), который разрешал женщинам находиться в мечетях, в социальной и экономической сфере. Его же собственная жена была торговцем и имела связи с обществом.

Поэтому мы должны прийти к очень глубокому пониманию того, что мужчин и женщин просят быть скромными именно тогда, когда они находятся в одном и том же месте. Когда ты находишься со своей семьей, от тебя не требуется особой скромности, а скромность необходима в отношениях с обществом. Возьмем, например, платок. Платок ведь нужен не для того, чтобы сидеть дома. Платок является тем фактором, который заставляет находиться в общественной сфере и посещать учебу.

Поэтому мы должны изменить понимание, основанное на буквалистском понимании и культурных обычаях стран происхождения, чтобы осознать, что можно одновременно и выполнять религиозные обязанности, такие как нормы одежды и скромности, и учиться, поскольку это тоже обязанность.

Известно изречение Пророка о том, что стремление к знаниям является обязанностью как для мужчин-мусульман, так и для женщин. Поэтому нужно учиться и работать, если вы способны работать, и, более того, требовать того же уровня зарплаты и тех же должностей [как у мужчин].

Вот почему со своей стороны я иногда продвигаю так называемый исламский феминизм, который я понимаю следующим образом: обращайтесь к исламским источникам, поймите исламские принципы и действуйте согласно этим принципам против всяческой дискриминации, происходящей от имени узколобого прочтения источников или культурных особенностей.

Поэтому, я считаю, такое восприятие, что, к примеру, женщинам нельзя находиться в одном помещении с мужчинами, является преувеличением и очень поверхностным прочтением того, что значит быть мусульманкой.

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев