Десакрализаторы действуют. Что ответит умма?

13 ноября 2021 года я принял участие в конференции «14 веков Сунны – наследие последнего пророчества в жизни российских мусульман», организованной мусульманами в Саратове. Лично для меня, это было актуальным и приятным событием, особенно после очередной порции нападок на Сунну, свидетелем которой мне пришлось стал на форуме в Казани в октябре этого года. Нужно отметить, что XI международный форум «Ислам в мультикультурном мире» по праву считается самой представительной и авторитетной площадкой научного понимания и осмысления ислама. Список организаторов форума подчеркивает его вес, а список участников позволяет сделать вывод о том, что здесь представлены наиболее компетентные специалисты в своих областях.

Помимо своей секции «Мониторинг радикализма в регионах РФ», я успел посетить еще две, на одной из которой стал свидетелем выступления научного сотрудника АН РТ Рустама Батрова. Выступление было обозначено как «Аяты о Сунне в свете классической традиции суннитского тафсира» Однако, в реальности вся суть выступления сводилась к очередной попытке десакрализации Сунны. А именно, в попытках доказать, что хадисы - это вымышленные, приписанные Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слова и действия, которые не происходили в реальности, выдуманы через несколько веков после смерти Пророка и которые противоречат не только современным гуманистическим идеалам, но и духу Священного Корана.

По традиции его письменных опусов от докладчика досталось и исламским учёным: от Ибн Таймии (1263-1328), который, по словам докладчика, одним из первых ввел формулу «следования Корану и Сунне», хотя до этого ислам был только религией следования Корану, так и современным богословам, например, одному ханафитскому шейху, который на недавней конференции подтвердил достоверность такого наказания, как тюремное заключение для человека, отказывающегося читать намаз. За что, по мнению Батрова, конечно же достоин порицания и даже насмешки за его «невежество». По мнению Батрова, следование Сунне в настоящее время - это прямой путь в радикалы и террористы, поэтому все потуги Болгарской академии (кстати одного из организаторов Форума) с их традиционным исламом априори бессмысленны и бесполезны.

В заключение выступления Батрова произошел курьезный, но примечательный эпизод. Поняв, что на ниве ниспровергания Сунны, зашел слишком далеко, Батров решил в конце выступления «сдать назад» и отметил, что не все хадисы, конечно, вредные, есть и полезные, задумался… и выдал «Любовь к родине - часть вашей веры», однако сразу же спохватился и признал, что пример неудачный, потому что этот хадис слабый или даже выдуманный. Наверное, такому мощному ниспровергателю хадисов как Батров, он неинтересен, так как его выдуманность доказали без него. Видимо, уровень Батрова - это ниспровержение чего-то более фундаментального, уровня сборников Бухари и Муслима.

К чему приводит такое «обновление» ислама, можно было увидеть на этой же секции, где иркутская писатель, журналист, блогер Гульнара Гиниатулина презентовала свою нашумевшую книгу «Моя сестра салафитка». Истории новообращенных мусульман, в итоге разочаровавшихся в религии, потерявших родителей, родных, друзей, мужей и жён. Скажу сразу, книгу я читал, поэтому «не читал, но осуждаю» - это не про меня. Сюжет книги и её герои показаны достоверно, так как писались и редактировались автором в Инстаграме на основе реальных историй. Вот только вывод автора, что во всех бедах этих несчастных виноват именно традиционный или точнее фундаментальный ислам, мягко говоря, ошибочный и притянутый за уши. Как метко ответил модератор секции на конференции, проблема героев книги не в догматах, а в искренности. И я здесь полностью согласен. Герои книги, как правило, имевшие психологические проблемы, хотели понравиться своим новым братьям и сестрам, шейхам, джамаату, но в итоге, разочаровавшись в людях, остались одиноки. Актуально? Да. Жизненно и правдиво? Да.

Из этого следует, что традиционный ислам «умер» и нужно отбросить всё ненужное в ХХI веке, а это ни больше ни меньше достоверная сунна Посланника Аллаха? Категорически нет! К сожалению мы всё чаще видим этому зримое подтверждение: без намаза, без платка, без мечети, без образа жизни Пророка и его сподвижников, с верой, якобы, в сердце в светлые идеалы Корана? Отрицая жизнь и понимание Корана Пророком? Абсурд, ведущий к разрушению жизни в обоих мирах.

Анализируя деятельность так называемых «обновленцев» ислама, мне вспоминается роман Достоевского «Бесы». Там переустроители мира, ради светлого будущего, готовы также смести все моральные устои, на которых держится так называемый «старый мир», не случайно, роман был запрещен к печати в Советском Союзе, уж больно неприглядно выглядели товарищи революционеры под пером классика литературы. Не вдаваясь в истинные мотивы десакрализаторов сунны, о которых знает только Всевышний, могу сказать только одно – долг каждого верующего мусульманина - сделать так, чтобы любые попытки нападок на Сунну посланника Аллаха и его праведных халифов встречали твердый отпор на любом уровне: от сельской мечети до международного форума. Чтобы люди, пытающие протащить эти идеи в общественное пространство, стали абсолютными маргиналами в мусульманском обществе, а Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была не лозунгами и мертвыми обычаями, а живой пророческой традицией, откликающейся в наших сердцах.

К.э.н., доцент мордовского госуниверситета М.Салимов



комментариев