История гибели одной цивилизации или «Дуньяборство» как информационный вирус

Блуждая как-то по интернету, наткнулся на интересную статью, несвойственную обычно стандартному исламскому сайту, чья тематика, как правило, ограничивается благими притчами из прошлого, избранными аятами, временем намаза и базовой информацией, касающейся обрядовой стороны религии, варьирующейся от сайта к сайту, в зависимости от предпочтений владельца. В статье шла речь об успехе в жизни мусульманина, выражалось желание видеть мусульман лучшими в любых сферах, а так же предлагались некоторые общие положения, учитывая которые можно, по мнению автора, достигнуть больших результатов.

Успех по-мусульмански

Кратко их можно охарактеризовать следующим образом: Решительность в действиях, упорство и приучение себя к тому, чтобы любое дело доводить до конца; устойчивость к ударам судьбы, оборот неудач в свою пользу – отрицательный опыт тоже опыт. В принципе весьма стандартные для любой тренинговой системы личностного роста позиции, надо сказать действительно довольно полезные. Чем-то подобным уже давно занимается Шамиль Аляутдинов, с большим или меньшим успехом скрещивая СЛР и исламское мировоззрение. И я бы, пожалуй, забыл бы об этой статье через минуту, не прочитав дальше того, что заставило меня написать пространный комментарий, а затем привело к мысли развернуть его в статью.

Что же я там прочитал? Буквально следующим абзацем после стандартных мотивирующих посылов, вроде «учись, стремись, борись, побеждай», шёл большой блок, резко переводивший линию повествования на последователей пророка (САС) и то, как строго они блюли религию. Приводились примеры отказа сахабов от всего сомнительного, дабы не сойти с узенькой, но ясной халяльной тропы.

У меня сначала создалось впечатление, что я читаю другую статью, которую по недосмотру верстальщик вставил не туда куда нужно. И действительно повествование о строгости соблюдения религии первых мусульман смотрелось бы естественнее, находись оно в статье, осуждающей нынешнее падение нравов или призывающей мусульман к стойкости перед искушениями и угрозами современного мира, как то притягательность оголённых девушек или трудности ношения хиджаба в неисламской среде. Но, дочитав до конца и восприняв мотив, связавший эти две разные части текста, а так же послание, которое транслировалось читателю, я не только позволил себе с ним не согласиться, но пришёл к необходимости письменного ответа.

Согласно автору статьи успех в дунья связан напрямую с нашим к ней отношением. И чтобы добиться успеха нужно победить её в себе. Что же под этим подразумевает автор? Полное вытравление её из сердца, фактически эмоциональная прививка от неё. И хотя он частично прав, и некоторая отрешённость нам никогда не повредит, всё же я решил развить тему, попытавшись опровергнуть такой подход к обретению успешности, слегка усилив его категоричность, тем более, что подобные мнения нередко встречаются в мусульманской среде, грозя нам ещё большим цивилизационным кризисом.

Всё чаще нам приходится слышать, что отношение к дунья, должно быть не просто равнодушным, но отдавать презрением, принижением и отрицанием. Дунья лишь сон, лишь миг, недостойный времени, затраченного на удовольствие ею. Таково должно быть отношение к ней со стороны мусульманина, желающего в ней же прийти к успеху.

Мне сразу вспомнились подобные «дуньяборцы», каковые есть в друзьях и знакомых, пожалуй, у каждого мусульманина – бедные, прыгающие со съёмной квартиры на съёмную вместе с женой и детьми, уже приучившими себя не надеяться на достойный уровень жизни. Такие люди часто просят подвезти, привезти, дать в долг, одновременно успевая читать морали про то, что нужно победить дунья в себе, не бежать как сумасшедший за деньгами и т.д. и т.п., безотносительно того является ли собственно обогащение вашей самоцелью, или же вы зарабатываете на бизнес, дом и обучение для детей.

И нельзя сказать, что каждый из них поголовно прикрывает «дуньяборством» свою лень или неспособность добиться чего-то самому. Многие из них действительно так считают и будут вполне комфортно себя чувствовать, и более того чувствуют, что в кишлаке, что в «меблированных апартаментах». И в такой точке зрения на жизнь нет ничего преступного, ибо каждый живёт так, как считает нужным, и если это не противоречит Божественным законам, никто не имеет права её осуждать. Более того: некоторая отрешённость от дунья полезна каждому из нас, как уже было сказано выше. Сейчас же речь о том, что такое «дуньяборство», имеющее право на существование никакого отношения к успеху в этой жизни не имеет. И вот почему.

Думаю, каждый успешный человек скажет, что ключом к его успеху была мотивация, сверхидея, заставившая развить свои навыки в определённой сфере, позволившие затем достичь цели, попутно толкая и саму сферу вперёд, делая огромную услугу всему обществу. Так вот мотивация в дунья, как бы ни хотелось нам думать по-другому, напрямую с этим дунья и связана. И культивируя презрительное к ней отношение, или хотя бы отстранённое равнодушие совершенно невозможно достичь в ней вершин. Так невозможно стать топовым бизнесменом, культивируя в себе презрение или равнодушие к деньгам. Невозможно стать признанным архитектором, запрещая себе восхищаться красотой зданий. Невозможно стать известным математиком или физиком, относясь в дунья как к сну. Для достижения успеха во всех этих сферах, как и в любых других, связанных с этой жизнью, необходима одержимость достижения успеха именно с позиций дунья. Математик или физик должен восхищаться ЭТИМ миром, пытаясь раскрыть его законы; архитектор должен знать всё о зданиях в ЭТОГО мира, чтобы двинуть зодчество вперёд; бизнесмен должен желать стать лучшим, богатейшим и т.д. в ЭТОМ мире, чтобы найти в себе для этого силы. Отсутствие мотивации, связанной с дунья (богатство, признание, вхождение в историю, стремление к счастью, комфорт, желание быть полезным обществу, быть лучшим, и т.д.) делает попытки добиться успеха бессмысленными. Думаю, каждый вспомнит эпизод из жизни, когда приходилось делать неинтересную, скучную или даже раздражающую работу. Вряд ли кто-нибудь скажет, что выполнял её на все свои 100%. А ведь для успеха необходимо выкладываться на 110! А возможно ли это в любой сфере этой жизни, когда она сама объявляется недостойной затрачиваемой на неё времени? Пожалуй, ответ очевиден. Очевиден не только теоретическими выкладками, данными выше, но самой историей исламской цивилизации.

Краткий экскурс в историю Халифата

Исламофобский сайт Wikiislam.net в статье про золотой век ислама выдвигает достаточно интересное утверждение, вынужденно признавая, хоть и с огромными оговорками, существование такого периода: «Исламский Золотой Век длился с 750-х годов до середины 12-го века, когда исламскому богослову Аль-Газали удалось установить приоритет веры над разумом, или как говорят некоторые, когда монголы разграбили Багдад в 1258 году». И хотя, безусловно, деградация растянулась во времени, и была усилена нападением монголов, всё же в контексте данной статьи я предлагаю обратить внимание на первую упомянутую причину. Конечно же, речь не о самом Газали. Речь о явлении, когда самая образованная и продвинутая цивилизация в мире зачахла и развалилась на куски, скукожившиеся словно сухофрукты. Ещё вчера её учёные, усиленно изучали как звёздное небо, так и внутренние органы человека, разрабатывали интереснейшие философские концепции, прорывали всё новые и новые заслоны в математике и физике. Ещё вчера её промышленники и торговцы, воины и лекари пользовались этими наработками, создавая новые продукты и прокладывая маршруты, с использованием современнейшего математического инструментария, воюя с помощью стенобитных машин, обуздав механику, и леча людей по трактатам ведущих исламских медиков. Но наступил период, когда критическая масса из них действительно отказалась от познания мира, отказалась от любознательности и любви к нему, переключившись на совершенно дикие и бессмысленные для постороннего человека споры про длину бороды, движения пальцем во время намаза, и т.д. и т.п.

Существует мнение, связывающее данный перелом с крахом мутазилитов. Дело в том, что рационалистическая модель, провозглашаемая мутазилитами, стала как толчком к развитию вольнодумства и прогресса, так и явилась, в какой-то степени причиной её собственной гибели. Халифат, пытаясь приструнить расползающееся свободомыслие, давшее множество всходов в виде большого количества сект, некоторые из которых стали вести политическую борьбу, отошёл от поддержки мутазилизма, сделав ставку на традиционное духовенство. С этого периода начинаются серьёзные гонения не только на ереси, и сам мутазилизм, отличившийся ранее в таких же гонениях против традиционного духовенства, но на саму науку, включая не только философию, но естественные и даже точные её области. В конце концов, всё закончилось распадом единого исламского мира, и отставанием исламской цивилилизации от европейской. Так в «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак» Аль-Идриси , знаменитого арабского картографа середины XII века, теряется понимание значения географической широты и долготы, что согласно Крачковскому говорил о регрессе арабской картографии. А тот факт, что завоевание Средней Азии, некогда могучем научном регионе, в 19 веке происходит отрядами по несколько сотен солдат, говорит уже о разрыве подобном, разрыву между американскими Инками и испанскими конкистадорами.

Краткий вывод

Таким образом мы видим, что деградация величайшей мировой цивилизации, послужившая в конце концов подспорьем колониальному захвату мусульманских земель от Марокко до Индонезии, произошла именно из-за того самого «презрения к дунья», вводимого (возможно временно и вынужденно) традиционным духовенством во время борьбы с мутазилитской сектой. Понимая причины крушения исламского мира в далёком и не очень историческом прошлом, нынешний виток прививания мусульманам «презрения к дунья» уже не кажется чем-то случайным. Бесконечные политические, религиозные и экстремистские движения, как-бы созданные для возрождения Халифата, распространения ислама или какой-нибудь очередной борьбы бобра с ослом зачастую пользуются этой формулой, создавая из исламской молодёжи безумных биороботов, неспособных на обучение в самые важные для этого годы жизни, не говоря уже о каком-либо успехе в ней. Ибо какого рвения к знаниям, какой жажды самореализации ожидать от тех, кого так тщательно учат «вычищать дунья из сердца»?

Прочитав всё вышесказанное можно заметить противоречие с распространённой точкой зрения на мир и его ранжирование в системе Дунья – Загробный мир – Аллах. Но на самом деле никакого противоречия нет. Для мусульманина действительно на первом месте стоит его Создатель и действительно праведная жизнь в приоритете над жизнью успешной. НО! Имея Аллаха в сердце и контролируя свои действия, намерения и мысли, ничто не должно останавливать нас от обретения успеха здесь. Более того, это является одной из наших самых главных задач, ибо иначе нам был бы дан приказ поголовно уйти в монахи. Но, как нам всем известно, монашества в исламе не только нет, оно порицаемо, а мусульман призывают к активности в дунья. Помня об этом, а так же о печальном историческом опыте дуньяотрицания, мусульмане смогут защититься от информационных атак, добиться успеха и самым действенным образом накопить ресурсы для возрождения всемирной исламской цивилизации.



комментариев