История слона

В свя­щен­ном Ко­ра­не есть су­ры, на­зва­ния ко­то­рых обо­зна­ча­ют пред­ста­ви­те­лей жи­вот­но­го ми­ра («Ко­ро­ва», «Скот», «Пче­лы», «Му­равьи», «Па­ук», «Слон»). Об од­ной из этих сур, мы по­ве­дем речь в этой статье. 105-ая су­ра Ко­ра­на «Слон» по­свя­ще­на зна­ме­ни­то­му по­хо­ду эфи­оп­ско­го ца­ря Аб­ра­хи на тер­ри­то­рию Хид­жа­за. А де­ло бы­ло так…

Од­наж­ды на­мест­ник эфи­оп­ско­го ца­ря Аб­ра­ха, ко­то­ро­му пос­ле мно­го­чис­лен­ных ин­триг уда­лось стать не­за­ви­си­мым пра­ви­те­лей Йе­ме­на, по­стро­ил в Са­не цер­ковь (есть вер­сия, что но­вая цер­ковь бы­ла по­стро­е­на в Надж­ра­не). Целью этой ак­ции бы­ло на­не­се­ние не­по­пра­ви­мо­го уда­ра по ре­ли­ги­оз­но­му ав­то­ри­те­ту Мек­ки, «по­вер­нув хадж» ибо но­вая цер­ковь Са­ны долж­на бы­ла за­ме­нить для ара­бов Ка­а­бу, к ко­то­рой ара­бы на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков со­вер­ша­ли хадж, сле­дуя за­ве­там про­ро­ков Иб­ра­хи­ма и Ис­ма­и­ла (мир им!). Воз­мож­но од­ной из вто­ро­сте­пен­ных при­чин вой­ны бы­ло тор­го­вое со­пер­ни­чест­во йе­мен­цев и мек­кан­цев.

Од­на­ко Аб­ра­ха об­ма­нул­ся в сво­их ожи­да­ни­ях. Ара­бы со­хра­ни­ли вер­ность свя­щен­но­му го­ро­ду. Гне­ву Аб­ра­хи не бы­ло гра­ниц. Он за­ду­мал унич­то­жить Ка­а­бу. Для это­го в ко­рот­кие сро­ки бы­ло со­бра­но боль­шое вой­ско, уком­плек­то­ван­ное не­сколь­ки­ми бое­вы­ми сло­на­ми. Вой­ско Аб­ра­хи со­сто­я­ло из эфи­о­пов, хи­мй­а­ри­тов и не­ко­то­рых ара­вий­ских пле­мен. На пу­ти в Мек­ку они за­хва­ти­ли ста­до верб­лю­дов, двес­ти из ко­то­рых при­над­ле­жа­ло са­мо­му ува­жа­е­мо­му мек­кан­цу, хра­ни­те­лю Ка­а­бы, фак­ти­чес­ки Мек­ка пра­ви­те­лю на тот мо­мент – Абд ал-Мут­та­ли­бу, де­ду про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Дед про­ро­ка вы­ехал на­встре­чу Аб­ра­хе и в раз­го­во­ре с ним по­про­сил вер­нуть его верб­лю­дов. Ког­да же Аб­ра­ха спро­сил его, по­че­му он не про­сит за свя­щен­ную Ка­а­бу, а пе­чет­ся толь­ко лишь о сво­ем иму­щест­ве, знат­ный мек­ка­нец от­ве­тил: «Я – хо­зя­ин этих верб­лю­дов, а у Ка­а­бы – свой Хо­зя­ин, и Он ее за­щи­тит!».

Пос­ле со­ве­та Абд ал-Мут­та­ли­ба все мек­кан­цы ушли в го­ры. Ког­да же вой­ско Аб­ра­хи всту­па­ло в пред­местье Мек­ки, пред­во­ди­тель его сло­нов и са­мый силь­ный из них по име­ни Мах­муд вдруг опус­тил­ся на ко­ле­ни и от­ка­зал­ся дви­гать­ся впе­ред. При­чем он охот­но изъ­яв­лял же­ла­ние про­дол­жить путь на­зад, вле­во и впра­во, но толь­ко не впе­ред, не в Мек­ку! За­тем по во­ле Ал­ла­ха на за­хват­чи­ков на­ле­те­ли стаи птиц, нес­ших в клю­вах и лап­ках кам­ни, ко­то­ры­ми они за­ки­да­ли и пе­ре­би­ли зна­чи­тель­ную часть не­при­я­те­ля. Аб­ра­ха и ос­та­ток его вой­ска с по­зо­ром бе­жа­ли, а по пу­ти мно­гие из них по­гиб­ли в пу­с­ты­не, так как у них не бы­ло опыт­ных про­вод­ни­ков. Сам Аб­ра­ха, тя­же­ло боль­ной (у не­го от­па­да­ли од­на за дру­гой час­ти те­ла, на мес­те ко­то­рых воз­ни­ка­ли яз­вы из гноя и кро­ви), еле до­брал­ся до Са­ны и умер в ко­рот­кие сро­ки.

Из этой ис­то­рии мы ви­дим, ка­кую зна­чи­тель­ную роль иг­рал дед про­ро­кА (мир ему) в ре­ли­ги­оз­ном цент­ре ара­бов – Мек­ке. Это со­бы­тие был очень важ­ным для мек­кан­цев, они да­же от­счи­ты­ва­ли от не­го свой ка­лен­дарь. Про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ро­дил­ся в этот зна­ме­на­тель­ный год.

Эта су­ра ор­га­нич­но свя­за­на со сле­ду­ю­щей су­рой Ко­ра­на – су­рой «Ку­райш». Успе­хи тор­гов­ли ку­рай­ши­тов на се­ве­ре и на юге пря­мо вы­те­ка­ют из не­удач­но­го по­хо­да Аб­ра­хи. По­смот­рим, на­сколь­ко тес­но вза­и­мос­вя­за­ны эти су­ры (пе­ре­вод Э. Ку­ли­е­ва):

Су­ра «Слон».

Во имя Ал­ла­ха, ми­лос­ти­во­го, ми­ло­серд­но­го

1. Раз­ве ты не ви­дел, что сде­лал твой Гос­по­дь с вла­дель­ца­ми сло­на?

2. Раз­ве Он не за­пу­тал их коз­ни

3. и не на­слал на них птиц ста­я­ми?

4. Они бро­са­ли в них ка­менья из обо­жжен­ной гли­ны

5. и пре­вра­ти­ли их в по­до­бие изъ­еден­ных ис­сох­ших зла­ко­вых листь­ев.

Су­ра «Ку­райш».

Во имя Ал­ла­ха, ми­лос­ти­во­го, ми­ло­серд­но­го

1. Ра­ди еди­не­ния ку­рай­ши­тов,

2. еди­не­ния их во вре­мя зим­них и лет­них по­ез­док.

3. Пусть же они по­кло­ня­ют­ся Гос­по­ду это­го До­ма (Ка­а­бы),

4. Ко­то­рый на­кор­мил их пос­ле го­ло­да и из­ба­вил их от стра­ха.

Как ука­зы­ва­ют ком­мен­та­то­ры Ко­ра­на, от го­ло­да ку­рай­ши­тов Ал­лах спас удач­ной тор­гов­лей, а от стра­ха – ото­гнав вой­ско Аб­ра­хи.

Од­на­ко не это са­мое важ­ное в этой су­ре. Важ­но то, что Ал­лах за­щи­ща­ет сво­их пре­дан­ных ра­бов и свя­ты­ни. К со­жа­ле­нию, сей­час мно­го му­суль­ман, ко­то­рые го­во­рят, что не на­до при­зы­вать к ис­ла­му лю­дей или за­щи­щать свою ре­ли­гию от на­па­док вра­гов. «Это – де­ло Ал­ла­ха, а на­ше де­ло толь­ко по­кло­не­ние» – твер­дят они. Как это на­по­ми­на­ет дей­ст­вия Абд ал-Мут­та­ли­ба, ко­то­рый со сво­им на­ро­дом по­ки­нул свя­ты­ню и ста­рал­ся спас­ти сво­их верб­лю­дов в ущерб ин­те­ре­сам Ка­а­бы. Но раз­ве это по­зи­ция к ли­цу ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку?!



комментариев