А. Ишмухаметов: Я пришел в ислам благодаря медицине

В начале прошлой недели Саратовскую область посетил, пожалуй, самый «восточный» гость – имам города Владивостока, врач-анастезиолог по специальности Абдулла-хазрат Ишмухаметов. Прилетел он в нашу губернию, преодолев более 10 тысяч километров, не ради праздного любопытства. Этот первый визит на саратовские земли имел рабочий характер: встреча с муфтием Духовного управления мусульман региона Мукаддас-хазратом Бибарсовым, обсуждение вопросов сотрудничества, обмен опытом в сфере образования и многое другое.

Нашему корреспонденту удалось побеседовать с гостем. Мы не стали затрагивать уже избитые сложные политико-экономические вопросы и остановились только на самом жизненном. Как живут мусульмане Приморья? Какой должна быть исламская медицина? Есть ли халял на Дальнем Востоке? Закрасим «белые пятна» на карте России.

- Абдулла-хазрат, общаясь с представителями ДУМ Саратовской области, Вы обратили внимание, что вопросы обучения сейчас актуальны для Владивостока, религиозное образование у вас только-только начинает развиваться. А есть ли желающие обучаться?

- У нас регион не такой как Саратовская область. В Приморье совсем другие проблемы. Самая большая – то, что там очень мало местных жителей придерживаются столпов ислама, молятся, хотят что-то сделать на пути Аллаха. Все жители во Владивостоке как будто путники, временщики, а поэтому они, как правило, ни во что не хотят вкладывать силы, средства, не хотят обосновываться. У многих нет жилья, постоянного бизнеса. Именно поэтому тяжело подвигнуть этих людей на какие-то дела. В советское время Владивосток был портовым городом, где жили только приезжие. Сейчас ситуация почти не изменилась. Из мусульман туда в основном приезжают таджики, узбеки, одним словом, сезонные рабочие. Они составляют почти 80% практикующих мусульман, а татары или башкиры, приехавшие туда на постоянное место жительства, почему-то пока себя не проявляют как активные верующие.

Активных татар немного. В частности Риф Харисов, глава татаро-башкирской общины Приморья. Он что-то предпринимает, делает определенные шаги на пути Аллаха, пытается татар как-то объединить, построить мечети, организовать кладбище мусульманское. А в целом у нас пока не много людей, которые хотели бы сделать ислам целью своей жизни, показать свою религию другим.

- Можно ли эту как-то проблему решать?

- Альхамдулиллях, за последние годы, у нас приняло ислам много русских. Больше ста мужчин. Девушек, наверное, и того больше. Их может быть 500 или 1000… И среди этих русских мусульман у нас появились 8-10 человек, которые захотели внести вклад в развитие ислама. Трое молодых людей сейчас учатся в Египте, кое-кто уже вернулся с обучения. Они и есть наша надежда.

- Как получилось, что на Дальнем Востоке русскоязычное население так активно приходит в ислам?

- Для этого есть несколько путей. Молодые русские ребята, часто спортсмены, общаются с выходцами из Кавказа и видят, что у тех есть дух, есть мужество, нет страха. И начинают удивляться: вроде человек слабее в спорте, слабее физически, но страха нет, и задаются вопросом – а почему он такой. «Потому что я мусульманин! Потому что ничего не произойдет, кроме как предписанного Аллахом». Они начинают общаться. Месяц, два, три, и русские ребята хотят принять ислам, а после принятия ислама изучают Коран, Сунну, отходят от запретного.

Следующий путь – путь просвещения, когда с помощью приведения научных фактов и доказательств человек отходит от ложных убеждений. Но у нас таких людей мало.

И третий путь – женский, когда девушка выходит замуж и принимает ислам. Они затем начинают читать Коран, ходить на уроки, и говорят: «Если бы я не вышла замуж, я бы попала в ад!» Они чувствуют, что приобрели не только мужа и семью, а главное – нашли истину.

Но я считаю, что путь призыва, личного примера все-таки является основным.

- Как в Приморье обстоят дела с халял-индустрией?

- Очень плохо. Фактически ее у нас нет. В 2000-х годах, бывало, по полгода люди мясо не ели, но Хвала Аллаху, Приморье - регион морской, рыбной продукции много, и было чем питаться. Сейчас все не так страшно. Какого-то централизованного цеха, халял-магазинов, точек на базаре у нас нет, но те же узбеки и таджики наладили бизнес в этой сфере. Обычно на Джума несколько бригад мясников разделывают туши и продают, развозят по городам. А колбасной продукции у нас нет вообще. Если только кто-то едет в Москву, Пензу, Новосибирск, другие города, то привозит. На колбасе ведь сложно что-то заработать: если делать халал, то она должна быть экологически чистая, мяса должно быть в такой колбасе больше, чем в обычной, а это экономически нецелесообразно. По 400 рублей за килограмм ее никто не купит. А если применять в производстве разные добавки, то какой смысл тогда заниматься халалом, если нет награды от Аллаха? Но несмотря на все сложности, тем не менее, два-три брата у нас сейчас пытаются этим заниматься.

- Абдулла-хазрат, Вы по профессии врач. Вам в работе помогает медицинское образование?

- Думаю, да, потому что существует лечение болезней тела, а есть лечение души. Все физические болезни начинаются, как известно, когда болеет душа, они идут от неверия. Почему медицина близка к исламу? Потому что организм человека и вообще сущность человека является верхом чуда Всевышнего Аллаха. Пророк (с.а.с.) сказал: изучите себя и тогда познаете своего Творца. И действительно, чем больше мы изучаем организм человека, его систему органов, тем больше мы восхищаемся мудростью и величием Аллаха. В организме человека на самом деле множество чудес, которые многократно увеличивают Иман человека. И, кстати, причина, по которой я пришел в ислам, заключается в том, что я начал изучать медицину.

- А что послужило толчком?

- У меня не было духовного наставника, каких-либо верующих людей вокруг, кто мог бы объяснить мне что-то, рассказать об исламе. Этот толчок исходил от Аллаха, который указал мне путь к исламу во сне. Я учился еще на третьем курсе, работал медбратом, и у меня было несколько вещих снов. До этого я уже был на пути к исламу - когда изучал чудеса организма человека. Чудо уха человека, чудо легочной системы и так далее. Я всегда задавал себе вопросы. Почему так получилось? Кто это все устроил? Не может быть, чтобы Его не было. А если Он есть, то какова Его цель? Для чего мы живем, что мы должны делать? Такие приходили мысли.

- А до этого Вы в общем-то были верующим?

- Я не был верующим. Наша семья была обычная, советская. Этнические мусульмане. Конечно, мы не считали себя атеистами, но и не молились, Коран читать не умели, что такое тахарат, не знали.

- Абдулла-хазрат, приходилось ли Вам применять на практике какие-то элементы мусульманской медицины?

- Я сейчас именно этим и занялся – медициной Пророка. Начал практиковать некоторые вещи, и поскольку у меня образование медицинское, я знаю все возможные начальные риски. В частности, хроническим больным при болезни почек или печени предлагать тминное масло со словами «все у тебя будет хорошо», просто невежественно. И Пророк сам предупреждал о том, что не всегда можно применять те или иные методы. Например, он говорил, что если болезнь хирургическая, то ее нельзя лечить терапевтически. То есть при выборе каждого метода нужно знать область его применения. Я начал это изучать и пришел к выводу, что необходимо заняться созданием во Владивостоке исламского медицинского центра.

- Давно у Вас появилась эта идея?

- Я ее вынашиваю уже много лет. Ее сейчас воплотили в жизнь в Санкт-Петербурге, в Казани, Москве… Но это будет не просто исламская медицина как таковая, а медицина в соответствии с канонами шариата. Например, раздельное лечение женщин и мужчин. Ведь зачастую бывает так, что приходишь в клинику, а там уролог - женщина, а гинеколог – мужчина. Для верующего человека это очень важный момент. Также играет большую роль врачебная этика, а у врачей зачастую отсутствуют элементарное милосердие, нет честности, откровенности. Сейчас медицина в основном коммерческая, и каждый врач видит в потенциальном больном прибыль. Он, бывает, обманывает, вводит в заблуждение, ставит несуществующие диагнозы, назначает дополнительные исследования, от которых может увеличиться его зарплата. Все эти моменты в итоге отражаются на доверии людей к врачам. А в исламском центре человек, боясь Аллаха, никогда не пропишет лишнего, не скажет ненужное, он будет заботиться о здоровье больного и о его деньгах, и будет знать: чем более искреннен он с пациентом, тем больше баракята будет ему от Аллаха. И, возможно, своим намерением он сможет облегчить страдания больному.

Нужно понимать, что исламская медицина – это не только мед и тмин. Никакая наука на месте не стоит, а ислам - это прогрессивная религия, которая призывает к изучению, к тому, чтобы быть на острие науки. Поэтому в лечении и диагностике необходимо применять самые передовые технологии. И главное – учитывать исламский принцип лечения больных: не обманывать, относиться к больному как брату и сестре. И, естественно, у врача должна быть высшая квалификация, то есть в такой медцентр нужно набирать лучших врачей.

В России мало кто из мусульман занимается такой медициной. Поэтому я и задумался об этом.

- Вы много путешествуете. Из всех регионов, где Вы побывали, какой наиболее развит в плане ислама, на Ваш взгляд? Какой мог бы стать примером для других?

- На первом месте стоит, конечно же, Татарстан. И я считаю, в этом заслуга, прежде всего, Шаймиева. Татарстан - регион, в котором проявление ислама видно. Выйдите в город - и вы увидите, как много девушек в хиджабах. В Казани 52 мечети, несколько издательских домов, которые выпускают исламскую литературу, университет, медресе – мужские и женские, и это говорит о многом. Есть чему у них учится. Это регион, где мусульмане добились больших успехов. И не надо забывать, что развитие ислама в Татарстане – это государственная политика. Где город или край финансирует столь же активно мусульманские проекты? А в Татарстане как раз это наблюдается. На втором месте после Татарстана, я считаю, стоит Свердловская область. Думаю, скоро и Саратовская область будет в первых рядах.

Беседовала Нурия Рамазанова



комментариев