Аттестат незрелости российской уммы

Полную неспособность российских мусульман к самоорганизации, продвижению собственных интересов и защите своих прав показали события последнего месяца. Этот месяц для мусульманской общины России оказался очень насыщенным громкими и резонансными событиями. Они будут оказывать существенное влияние на развитие нашей общины на протяжении нескольких лет. Но эти же события выявили абсолютную неготовность мусульманской общины взять на себя ответственность за свою судьбу.

Запрещенная Сунна

Первое событие признание экстремистским списка из 65 исламских книг. Случай из ряда вон выходящий. Поскольку в этот список попали сборники хадисов «Сады праведных» и «40 хадисов» имама ан-Навави, два фундаментальных труда по жизнеописанию Пророка Мухаммада (мир ему) ибн Хишама и аль-Мубаракфури, «Крепость мусульманина» аль-Кахтани и «Весы деяний» имама аль-Газали...

Я сейчас не о том, как так случилось, что в список запретных книг попали классики исламского богословия и даже первоисточники исламского права – хадисы Посланника Аллаха (мир ему). И я не хотел бы сейчас делать громких заявлений и решительных осуждений. С этим, слава Богу, наши духовные и общественные деятели справились неплохо – практически все из них единым фронтом возмутились и осудили.

Я о том, что за месяц излияния в СМИ своего возмущения 20-миллионная российская умма не смогла предложить обществу действенный правовой механизм остановки этого прокурорско-судебного произвола. Мы все еще как дети надеемся на то, что если мы покричим достаточно громко и достаточно долго, наша мама в лице российского государства, наконец, обратит внимание на нас и решит нашу проблему.

Но проблема в том, что государство давно уже не мама. Социализм уже 20 лет как рухнул, а на смену ему пришло более жесткое общество, где выживает сильнейший. А стать сильнейшим в общественном поле мусульманская община России так и не смогла. Оттого мы постоянно проигрываем свои свободы, права и позиции коррумпированным чиновникам, невежественным прокурорам и судьям, которым отказал разум…

Продолжение не следует

За этот месяц мы услышали только о трех более или менее реальных инициативах по тому, как мусульманам ответить на атаку невежества и абсурда. Первая инициатива была выдвинута и реализована считающимся пропавшим без вести адвокатом Рустемом Валиуллиным.

Так, адвокат, не дожидаясь, пока мама-государство утрет нам слезы, подал апелляционную жалобу в Оренбургский областной суд на решение Ленинского районного суда города Оренбурга. Это был реальный шаг. Реальный алгоритм действия. Без жалоб и без сотрясания воздуха.

Второе решение предложил российский центр «аль-Васатыйя». В своем официальном заявлении Центр принял решение переиздать хадисы и жизнеописание Пророка (мир с ним). Третье решение прозвучало после встречи представители российских конфессий совместно с представителями Общественной палаты РФ, которые потребовали изменения антиэкстремистского законодательства.

Они потребовали от властей принятия нормы, освобождающей священные тексты зарегистрированных религиозных организаций от обвинений в экстремизме. Инициатива эта действенная. Поскольку может привести к пересмотру и даже отмене федерального списка экстремистских материалов.

Для реализации этого шага директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты Елена Лукьянова посоветовала религиозным организациям, в отношении которых вынесены подобные решения обратиться в Конституционный суд. То есть, мусульманам, фактически, на блюдечке поднесли готовый алгоритм действий.

Все. Больше ни идей, ни инициатив, ни решений… Но даже эти уже озвученные инициативы из мусульманского сообщества будет некому реализовать. Тот факт, что после трагической гибели Валиуллина некому подхватить и довести до конца начатое им дело – лучшее тому подтверждение. Как говорится, to be continue не предвидится…

Неосознанная Конференция

Но запреты книг и возможная гибель Валиуллина – это примеры негативной реальности, на которую оказалась неспособной ответить российская умма. Но за этот месяц было и очень, казалось бы, многообещающее событие – первая в истории России Богословская конференция исламских ученых мирового уровня, прошедшая в Москве в конце мая.

Для тех, кто не осознал до конца ее смысла и значения, дам небольшое пояснение. 20 лет после краха Союза российское мусульманское сообщество билось в лихорадке от инфицирования крайними идеями, кровавых провокаций, которые разыгрывали против него то в одном регионе, то в другом.

Чечня, Дагестан, Москва, Волгодонск, Кабардино-Балкария, Осети, Башкирия, Татарстан… Раз за разом олигархи и чиновники, силовики и боевики били под самый корень только-только начавшие пробиваться ростки исламской активности то на Кавказе, то в Центральной России, то в Поволжье.

Но и в этой ситуации мусульмане не имели права сидеть и ждать, пока кто-то другой решит их проблемы. Поскольку, наша община такова, что она может и должна вставать на ноги самостоятельно. Другого пути нет и быть не может. Потому что в этом мире жесткой социальной конкуренции парниковые мусульманские общины, пухнущие под плотной опекой государства и щедрых спонсоров, нежизнеспособны. Они быстро вымирают как вид под открытым небом.

Так вот, за 20 лет после краха Союза мы так и не смогли сорганизоваться и предложить алгоритм излечения общины от крайностей и защиты ее от периодических ударов и провокаций. Хотя у нас были уже и тысячи молодых выпускников исламских вузов, и интеллектуалы, и бизнесмены, и адвокаты, и политики…

Тест на незрелость

В итоге, нас, как 20-летнюю детину-переростка, взяли за руку и усадили перед полусотней исламских ученых, прибывших в Москву со всего мусульманского мира. Это был отличный шанс для мусульманской молодежи наладить прямые контакты со светилами исламского богословия, поделиться с ними проблемами российской уммы, испросить наставления, вступить с ними в прямую дискуссию…

Но вместо этого значительная часть нашей активной мусульманской молодежи предпочла схорониться от белого света в социальных сетях и предаться нападкам на съехавшихся в Москву исламских ученых и выискиванию ошибок в их вероубеждении и манхадже – правовой методологии.

В этой ситуации диагноз очевиден – задержка организационного развития значительной части уммы. Поскольку каждое очередное событие в нашей жизни – негативное или позитивное, дискуссионное или однозначно полезное, год за годом выявляет нашу неготовность отвечать на эти вызовы времени и пользоваться предоставляемыми Всевышним шансами.

А в подобной ситуации нам рассчитывать тем более не на кого. Никто в этом мире не любит возиться такими трудными пациентами. Тем более, когда рядом есть такие примеры предельно зрелых, ответственных, готовых взять свою судьбу в свои руки общин, как турецкая, малазийская, египетская и даже уже европейская…



комментариев