Без права выбора

Апробация учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» приносит плачевные результаты, считает имам Вологды и Вологодской области, член Общественной палаты региона Равиль Мустафин.

В Вологодской области нет возможности обучаться основам исламской культуры

«Первоначально курс «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривал выбор учениками и их родителями обучения основ одной из традиционных религий или основ светской этики. Мы пришли к тому, что нет ни учебников, ни преподавателей религиозных культур. Учебники по основам исламской и православной культур содержат в себе основы религий и почти ничего не говорят о культурах», - рассказал «Ансар.Ру» имам Вологды и Вологодской области.

Такая ситуация, по словам Равиля Мустафина, привела к тому, что в Вологодской области в школах невозможно изучать основы исламской культуры.

«С педагогами по основам светской этики и православной культуры вопрос решили. Хотя нельзя сказать, что эти педагоги – специалисты по тем предметам, которые они читают. Имею ввиду, прежде всего, преподавателей основ православной культуры. Что касается преподавания исламской, иудейской культур, то здесь ситуация плачевна. У нас в одной школе обучается очень много школьников-мусульман, и из-за отсутствия преподавателей возможности обучаться основам исламской культуры, как предполагалось первоначально, у них нет», - отметил Равиль Мустафин.

«Андрей Фурсенко, видимо, даже не видел учебники по основам религиозных культур»

По мнению вологодского имама, изначально разработка данного курса и его апробация столкнулась с полным равнодушием чиновников от образования. Выступая на заседании координационного Совета при

Губернаторе Вологодской области по итогам апробации комплексного

учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных

культур и светской этики» 22 декабря, Равиль Мустафин отметил, что сложившаяся ситуация ставит в трудное положение не только детей-школьников, но и самих педагогов.

«Надо определиться: если мы учим детей религии, то давайте для этого привлечем специалистов – священнослужителей. Простые учителя начальных школ с этим не справятся. Если мы учим детей культуре – давайте потребуем соответствующие учебники. Еще в 2010 году было всем известно, что для преподавания основ православной и исламской культуры изданные учебники не годятся. Однако никто из руководителей Департамента образования области не озаботился качеством учебников, соответствием их названия содержанию, а министр образования и науки России Андрей Фурсенко, видимо, вообще эти учебники не видел в глаза», - сказал Равиль Мустафин.

В Вологодской области «Основы исламской культуры» выбрали всего 0,01% учащихся

Чиновники от образования подошли формально к введению курса «Основы светской этики и религиозной культуры», считает имам Вологды и Вологодской области.

«А директора школ вопрос решили просто. Раз нет соответствующих учебников и преподавателей, то преподавать будем один предмет «Основы светской этики». Если кто-то из родителей желает, чтобы их ребенок изучал «Основы исламской культуры», то пусть ищет для этого другую школу, - заявляют некоторые директора общеобразовательных учреждений. При такой ситуации наблюдается низкий процент желающих изучать «Основы исламской культуры» (по данным департамента образования области «Основы исламской культуры» выбрали всего 0,01% учащихся)», – пояснил Равиль Мустафин.

Он добавил, что нельзя так равнодушно относиться к делу воспитания подрастающего поколения. «Отсутствие знаний порождает непонимание и вражду между различными национальностями и народами», - заключил мусульманский деятель.

В то же время, выступая на заседании координационного Совета при

Губернаторе Вологодской области, начальник управления

общего и дополнительного образования Департамента образования области

Сергей Попов заявил, что «курс обеспечен необходимым количеством литературы, преподаватели прошли подготовку на курсах повышения квалификации, заключено соглашение о сотрудничестве Управления образования с Вологодской Епархией, налажено деловое и конструктивное сотрудничество нерелигиозной части: учителей и ученых с епархией и другими конфессиями».

О результатах мониторинга по реализации этого учебного курса в области доложила главный специалист Департамента образования Ирина Данилова. По ее словам, «по результатам выбора учебного модуля учащимися школ наибольший интерес вызвали модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры».

«У учителей школ существует страх перед религией»

Как отметила в своем выступлении директор ГОУ ДОД «Вологодский областной детско-юношеский духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» Надежда Тихомирова, «у учителей существует страх перед религией».

«Если преподаватели по принадлежности, как они считают, в большинстве православные, то и преподавание «Основ православной культуры» для них составляет меньше затруднений. А если касается модуля «Основ исламской культуры», то они совсем теряются, так как ни в религии, ни в культуре они вообще не разбираются», - заявила Тихомирова.



комментариев