Как российской Умме выйти из организационного и финансового тупика

К написанию данной статьи меня подтолкнуло сообщение в интернете о том, что свердловские мусульмане обратились к Губернатору области Александру Мишарину с просьбой о бюджетном финансировании строительства мечети. Меня поразило в просьбе то, что на вопрос об остановке строительства мечети «Областной газете», председатель областной мусульманской общины Раис Нуриманов заявил, что «на Среднем Урале проживает 500000 мусульман, и согласно первому из пяти столпов ислама каждый из них должен совершать ежедневную пятикратную молитву, а по пятницам – обязательный полуденный соборный джума-намаз в мечети».

Однако, Р.Нуриманов, упоминая о первом столпе Ислама, забыл аят Всевышнего Аллаха: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Бакара, аят 43), изречение сподвижника Пророка и первого праведного халифа Абу Бакра о том, что «он будет сражаться с теми, кто разделяет молитву и закят», то есть о втором столпе ислама, об обязательности уплаты закята, мусульманского религиозного налога.

Небольшие арифметические расчеты показывают, что если бы каждый из мусульман, о которых так заботится этот религиозный деятель, внес бы в фонд строительства мечети по 1000 рублей, то на эти средства можно было бы построить 5 таких мечетей. Но, даже не собирая целевой взнос, а просто каждый называющий себя мусульманином, уплатил бы закят, то даже этих средств было бы достаточно, чтобы не выпрашивать «милостыню» у представителя власти.

Я понимаю, что очень трудно сейчас внушить мусульманам обязательность уплаты закята, да еще при том, что практически все мусульманские общины, хотя и оформлены организационно, но мусульмане в этих общинах не связаны между собой общей целью, так как не являются членами религиозной организации.

Если на данной территории есть мечеть, то по праздникам они могут принести пожертвования. Если кто-то умрет или решает жениться по традициям ислама, то они попросят, чтобы им выделили имама для совершения обряда. Об обязательности уплаты закята они даже не вспоминают. При напоминании им об этом, они очень удивляются.

Я ни в коей мере не хочу их осуждать. Это - результат нашего «безбожного» прошлого. Но ведь прошло уже 18 с лишним лет с того момента, когда религия обрела свободу. Этого времени, по-моему, вполне было достаточно, чтобы те, которые претендуют на руководство исламской уммой России, провели хорошую организационную работу.

Однако до сих пор мы к этой работе так и не приступили. По моему мнению, если бы эта работа была проведена, то не было бы необходимости обращаться к государству с просьбой о введении «дополнительного налога на содержание мечетей и духовенства», как это сделал Талгат Таджуддин.


Уверенность в том, что организационная работа руководителей централизованных религиозных организаций нужна, порождена необходимостью единого подхода всех мусульманских общин к решению проблемы финансового обеспечения деятельности организации. Проблема финансирования религиозной общины возникает тогда, когда мы, принимая решение о создании той или иной религиозной организации, забываем о цели ее создания. А если мы будем постоянно помнить, что цель ее создания – это распространение Дела Аллаха, то в первую очередь позаботимся об организационном и материальном укреплении мусульманской общины.

Мы ошибочно считаем, что строительство Дома Аллаха автоматически решит проблему организационного укрепления местной общины. Мы лихорадочно ищем денежные средства для строительства мечетей, напрягаем местные власти с просьбами о выделении земли под строительство, но совершенно забываем тех, ради кого мы стараемся. В результате мечети строятся практически без участия мусульман.

Не буду приводить примеры, каждый знает, на какие средства они строятся. Потому и прекрасные храмы переходят в собственность муниципалитетов или государства за долги по коммунальным платежам.


Так вот, главной задачей созданной организации должно быть ее укрепление в организационном и в материальном плане. Что касается организационного плана – это укомплектование просвещенным кадровым составом. Организация должна иметь духовного лидера (имама), преподавателей начальной школы и других помощников имама.

Имама, согласно Сунны, должен назначать муфтий, то есть руководитель централизованной религиозной организации из числа лиц, имеющих духовное образование. Руководитель религиозной организации – это духовный и административный лидер мусульман. Для легитимизации его полномочий в качестве председателя общины, он должен быть утвержден в этом качестве общим собранием организации.

Практика избрания на должность председателей религиозных организаций людей, далеких от ислама, но готовых на первых порах содержать организацию, на мой взгляд, сослужила плохую службу. Стоит только этому «спонсору» отказаться от финансирования организации, организация будет влачить жалкое существование или совсем распадется.

Мы потеряли много времени, не укрепили организации в материальном плане, а потому и не подготовили хороший грамотный кадровый состав. Это подтверждает и Талгат Таджуддин в своем выступлении в интернете, который благодарит «неграмотных бабаев», которые ради Аллаха ведут работу по исламскому призыву.

Это произошло потому, что мы забыли, по моему мнению, об основополагающем принципе религии Ислам. Уже в первых аятах Корана в суре «Аль-Бакара» Аллах говорит: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили».

Обратите внимание, что Аллах назвал Коран верным руководством для богобоязненных. Он разъясняет, как можно идти правильным путем, заботясь о благоустройстве своей жизни в этом мире и в Последней жизни. Наряду с верой в сокровенное и совершением намаза, Аллах предписывает богобоязненным праведникам расходовать из того, чем наделил Аллах на пожертвования, под которыми подразумевается закят и другие пожертвования в благотворительных целях. Также во многих коранических аятах намаз упоминается наряду с закятом, потому что намаз символизирует искреннее поклонение Богу, а закят и пожертвования – доброе отношение к творениям.

Вот сейчас мы и подошли к вопросу финансирования религиозной организации через институт закята. Во времена Пророка ни у кого даже мысли не было об отказе уплаты закята. Посланник Аллаха написал людям племени Хариф: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Это – письмо от Посланника Аллаха людям племени Хариф, живущим в горах и на песчаных холмах с посланцем Зу аль-Мишар, Малику ибн Намту и тем, кто принял ислам из его народа; в том, что им принадлежат горы и долины в области Михлаф, пока они совершают молитву, платят закят и могут есть их плоды, пасти скот – в этом им защита от Аллаха и Его посланника, Свидетелями будут мухаджиры и ансары!»

Обратите внимание, как строг в вопросе уплаты закята Посланник Аллаха. Он предупреждает, что людям будут принадлежать горы и долины только в том случае, если они будут не только совершать намаз, но и платить закят. В письме царям химьяритов Пророк написал: «… Аллах наставит вас на путь свой прямой, если исправитесь, покоритесь Аллаху и Его посланнику, будете совершать молитву, уплачивать закят… Кто внесет все это Посланнику Аллаха, то ему – защита Аллаха и защита Его посланника. А кто отвергнет это, то он – враг Аллаха и Его посланника».

Каждому из тех, кто причисляет себя к Исламу, стоит над этим поразмыслить. Стоит ли становиться врагом Аллаха? Когда мы призываем вступить в религиозную общину мусульманина, то мы показываем путь к выполнению мусульманином второго столпа ислама. Религиозная организация официально учитывает факт уплаты – это, по сути, и есть доказательство принадлежности к конкретной местной мусульманской общине, принадлежности к Исламу. Мусульманин голосует за дело Аллаха рублем, а не пустыми заверениями о верности Аллаху. В этом вопросе не надо лукавить, доказательством веры являются дела, а не устное заверение в искренности веры. Аллах видит нас, видит то, что в наших сердцах.

Только тогда, когда мусульманин будет платить закят, не в карман нищего или бедняка, а в кассу религиозной организации, он будет болеть душой за дела и успехи организации.

Тогда не будет «дутых» цифр о количестве мусульман в регионе. За спиной религиозных лидеров будут стоять реальные люди, реальные мусульмане, а не религиозные организации, в которых числятся одни учредители.

Религиозная община должна распределять собранные средства согласно указаниям Аллаха. Финансы решат вопрос подготовки кадров проповедников, строительства мечетей, а значит и успешного исламского призыва. Организация сможет реально работать по воспитанию молодежи, ее обучению, организовывать активный отдых мусульман и их детей. Для того, чтобы внедрить в сознание мусульман необходимость уплаты закята, принцип на данном этапе возрождения мусульманской общины в России должен быть такой: не хочешь быть членом общины и платить закят, то плати за все оказываемые религиозной организацией услуги, в том числе и за вход в мечеть и пользование туалетом, а член общины должен пользоваться всеми услугами бесплатно. Закончилось время красивых слов, начинается время красивых дел.

Член Общественной палаты Вологодской области, Имам г.Вологды и Вологодской области Равиль-хазрат Мустафин.



комментариев