Москва и муджтахиды мира. Ситуация критическая

В конце ноября в Москве состоялся представительный Круглый стол, собравший самых известных востоковедов России. Встреча была посвящена обсуждению того, как меняет российское общество активизация ислама на мировом уровне, а также вооруженный конфликт на Ближнем Востоке.

Тема моего выступления была посвящена тому, каким образом российские власти и российские мусульмане могли бы эффективнее работать с такой организацией, как Всемирный союз мусульманских ученых, во главе которого стоит шейх Юсуф аль-Карадави.

Стоит напомнить, что эта организация является самой крупной и представительной международной структурой, объединяющей по всему миру около 90 тысяч мусульманских ученых, мыслителей, факихов (правоведов) и муджтахидов (специалистов по иджтихаду - развитию мусульманского права - фикха).

При этом, необходимо помнить, что эффективность работы с общественным мнением в мусульманской среде – это задача, требующая очень тонкой работы. Российские чиновники, привыкшие к тому, что общество ничего не решает, тем более игнорируют интересы сообщества мусульманского.

Однако за пост-советские годы в России выросло новое поколение образованной мусульманской молодежи, которая имеет собственные независимые от власти мнения и позиции относительно ключевых событий в стране и на мировой арене.

Эта молодежь, чье формирование пришлось на информационный век, уже связана миллионами связей не только с мусульманами Ближнего Востока и даже Европы, но и с крупнейшими мусульманскими учеными мира, формирующими мнения сотен миллионов людей.

То есть, эта образованная мусульманская молодежь России одновременно с наличием у нее российского гражданства и идентичности является уже неотъемлемой частью глобального полуторамиллиардного мусульманского мира.

Оттого российским чиновникам необходимо постоянно учитывать этот фактор – что часть активного мусульманского населения России всегда будет иметь собственный независимый взгляд на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Попытки загнать эту независимо мыслящую молодежь под пропаганду российского ТВ, как и попытки загнать ее в вертикаль Духовных управлений, по примеру вертикали Русской православной церкви, заранее обречены на провал.

Поскольку, структура управления мусульманской общиной в масштабах и России и всего мира очень сильно отличается от структуры управления, которая сложилась в странах с христианских населением.

У мусульман никогда не было единой вертикали управления или единого центра принятий решений по примеру православного патриархата или католического папского престола. Но и это еще не все.

Для российских мусульман в отличие от православных центр принятия решений и развития богословской мысли находится не в Москве и даже не в пределах России, а за ее пределами – в Саудовской Аравии, а частично и в других странах – Катаре, Кувейте, Турции и т.д.

Исторически внутри ислама сложилась абсолютно другая структура управления сообществом верующих – через многочисленную корпорацию ученых богословов, факихов и муджтахидов.

Именно они, а не патриархи и папы, и определяют и развитие богословской мысли, и даже религиозно-политической мысли в исламском мире. В прежние века влияние корпуса ученых богословов в исламском мире было настолько велико, что они даже могли ограничивать власть халифов и султанов.

Всемирный союз мусульманских ученых (ВСМУ) на сегодня как раз и объединяет самую большую часть этих самых богословов, факихов, муджтахидов и мыслителей мусульманской уммы со всех стран мира. Однако российские чиновники долгое время игнорируют эти реалии.

При всей влиятельности ВСМУ на сознание сотен миллионов мусульман в мире, ни российские мусульмане, ни российские Духовные управления, ни российские власти не считали до недавнего времени нужным тесно работать с этой структурой.

Долгие годы российские власти предпочитали только заниматься критикой ВСМУ за их независимую позицию и обвинять лидеров ВСМУ в том, что они не учитывают российские интересы в исламском мире.

Однако, руководство ВСМУ при близком с ними контакте показывает заинтересованность в тесной работе с лидерами российских мусульман и даже с российскими властями. Примером чему является очень активная работа на российском направлении одного из лидеров ВСМУ шейха Али аль-Карадаги.

С его стороны была даже поддержана инициатива по созданию в России собственного российского Совета по фикху, который мог бы развивать нормы мусульманского права применительно к специфическим условиям жизни российских мусульман.

К слову, на Западе такие аналоги работают уже десятки лет. Это Европейский совет по фатвам и исследованиям, а также Северо-американский совет по фикху. Однако в России инициатива создания Совета по фикху так и осталась под чиновничьим сукном.

Без появления в России собственных крупных ученых, факихов и муджтахидов; без учета властями их мнений и позиций по ключевым проблемам страны; без развития с их помощью широкого диалога с интеллектуальным авангардом мировой исламской уммы в лице ВСМУ Москва и страны Ближнего Востока так и будут говорить друг с другом как слепой с глухим.

А при том, что Россия все глубже втягивается в вооруженный конфликт в Сирии, воспринимаемый большинством мусульман мира как суннитско-шиитский, ситуация с необходимостью прямого диалога Москвы и ВСМУ становится просто критической.



комментариев