У ненависти глубокие корни. Но изжить ее – наш долг

Когда мы собирали верующих Южного Дагестана за ифтарами месяца Рамадан, еще никто и предположить не мог о планирующемся покушении на шейха Саида-афанди. Однако уже на самих этих ифтарах меня начал смущать и беспокоить тот уровень неприятия, который наблюдается между верующими и неверующими, а также между общинами салафитов и суфиев на юге республики.

Пример мягкости при идейном противостоянии

Причем эта жесткость по отношению друг к другу в мусульманских общинах не нова. Отношения между муридами и салафитами в Дагестане отличались непримиримостью еще в начале 20 века. Накал этой жесткой дискуссии не сбивал даже тот факт, что уровень ученых того времени был значительно выше современных.

Тому свидетельство, что полемика между суфиями и салафитами в начале 20 века велась на арабском языке на страницах газеты “Джаридату Дагестан”, журнала “Баян аль-Хакаик”, а так же в письмах между дагестанскими учеными, о чем свидетельствует само существование печатных органов на арабском языке, широкая аудитория, а так же аргументация и ссылки в ходе дискуссий на страницах изданий.

Тогда сторонниками салафитского направления в Дагестане считались такие мыслители, как Али Каяев, Мухаммад аль-Умри из Ухли, Абд ар-Рашид Араканский, Абу Мухаммад из Мохока и некоторые другие ученые.

Их идейными оппонентами и критиками с позиций суфизма являлись Хасан Хильми, имам центральной мечети г. Махачкала Абд аль-Хафиз из Ухли, Али Хаджи из Салта, Абд аль-Халик Азарий, Абд ар-Разик из Цудахара и другие шейхи и кадии Дагестана.

Но даже при таком неприятии позиций друг друга то поколение дагестанских салафитов и суфиев находило в себе силы вести полемику в рамках исламской этики и уважения к мнениям другого человека. Приведем здесь цитату из письма еще одного противника салафитов Мухаммада Ансалтинского.

В одном из писем к Абд аль-Басыру ибн Малику он убеждает его об опасности, исходящей от этого “нового мышления”. Обращаясь к Абд аль-Басыру, он говорит: “О, если бы ты не читал ни одной буквы из этой “новой науки” и удовлетворился тем древним знанием и той религией, которую оставили нам наши отцы и их предшественники, это было бы благом для тебя, дорогой Абд аль-Басыр!”

Новый виток ненависти

При всей жесткости характера дагестанцев, при горячности их нрава, как нам сегодня не хватает подобного уровня отношений и обращений друг к другу. Однако стоит признать, что после убийства шейха Саида-афанди проблема неприятия позиций друг друга суфиями и салафитами Дагестана обострится.

Не прошло и нескольких недель после убийства, как уже звучат открытые обвинения в адрес друг друга, в этих обвинениях используются предельно обидные и жесткие определения. Причем эти обвинения звучат из уст тех людей, которые еще вчера садились за стол переговоров в попытке наладить конструктивный диалог.

Нам нельзя уходить от признания этой проблемы. Очевидно, что несмотря на все заклинания о мудрости дагестанского народа, наше общество умудрились расколоть и пропитать ненавистью по отношению друг к другу. Причём настолько, что нас сегодня даже не удивляет тот факт, что одни сыны Дагестана с лёгкостью убивают других его сынов.

Такое впечатление, что дагестанское общество цинично готовят к большой войне. Для этого его раз за разом ввергают в шок все более чудовищными терактами, расправами и масштабными спецоперациями. Основная цель – приучить дагестанцев к неоправданной жестокости, заставить его пойти на ответную агрессию, уничтожить все моральные ограничители и ввергнуть в состояние звериной ярости.

Это одна из технологий психологической войны, развязанной против народов Кавказа. Именно по ее законам ненависть дагестанцев друг к другу взращивалась все последние 20 лет методичными оскорблениями, покушениями, убийствами, пытками, похищениями и подрывами. За её разжиганием стояли циничные, холодные и расчётливые умы. И было бы наивно с нашей стороны предполагать, что её удастся изжить за несколько встреч за круглым столом.

На изживание этой ненависти нам понадобится как минимум такой же срок, как и на её разжигание. Но здесь нас поджидает ещё одна страшная угроза. И это третье, чего я боюсь. Ненависть, посеянная в нашем обществе, не просто живёт между нами. Она живёт меж нас помимо нашей воли. То есть она управляется теми, кто все эти 20 лет и разжигал между дагестанцами пламя братоубийственной войны.

Даже если салафитская община Дагестана с одной стороны, тарикат и ДУМД – с другой, найдут в себе душевные силы продолжить диалог, даже если будут собраны ещё десятки и сотни круглых столов и маслиатов, взаимные обиды будут еще долго продолжать жить между нами.

Но ислам учит мягкости

Аллах Всевышний говорит к Коране: «Поистине, те, которые разделили свою религию и стали партиями, ты - не из них. Их дело - к Аллаху; потом Он сообщит им, что они делали». (6:159) Именно такой путь – отстранения от разделяющих религию на разные группы – и предписал Своему Пророку (мир ему) наш Господь.

Далее Аллах Всевышний говорит: « О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». (49:11)

В этих аятах говорится об этике примирения. Аллах знает, что всегда будут в обществе разногласия и непонимание, но все равно, при любых обстоятельствах, как бы далеко не зашли вы в своих спорах - «Вы-братья!»,- в этом залог единства нашей уммы.

Нам необходимо всегда помнить одно из правил ислама - необходимость проявления мягкости по отношению к людям в деле предотвращения пороков. Проявление мягкости в деле наставления людей на Истину завещана нам Самим Всевышним через Его пророков и Посланников.

Имам аль-Газали в своей книге «Поощрение добродетели и предотвращение порока» приводит в пример случай, как один человек пришел к халифу аль-Маъмуну и стал наставлять его, но делал это грубо и резко. На это ему аль-Маъмун ответил: «Будь помягче, ведь Аллах послал того, кто лучше тебя, к тому, кто хуже меня и велел ему быть мягче».

Далее аль-Маъмун продолжил свою мысль: «Послал Мусу и Харуна, а они лучше, чем ты, к Фараону, а он хуже, чем я, и завещал им своими словами: «Ступайте к Фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Коран, 20:43-44).

Так неужели, если Аллах Всевышний предписал Своим пророкам быть мягкими в призыве к истине самого заблудшего человека на земле – Фараона, неужели мы не найдем в себе сил изжить мягкостью взращенную между нами ненависть и жестокость?



комментариев