Является ли любовь к родине частью веры?

Что значит патриотизм с точки зрения Ислама? Одни считают его частью ложных, языческих убеждений, фактически обожествляющих «почву» (также как этнонационализм - «кровь»). По их словам, патриотизм воспитывает преданность, восхищение и готовность к жертвенности, несмотря ни на что, во имя родины, в то время как всех этих чувств достоин только Всевышний Аллах.

Их оппоненты повторяют выражение: «Любовь к родине – часть веры», приписываемое Пророку (мир ему). Этим они доказывают правомочность патриотизма с точки зрения Шариата.

Так что же такое исламский патриотизм и является ли любовь к родине – частью нашей веры?


Слепой патриотизм

Данный вопрос, как и многие другие, встающие перед современными мусульманами, не так прост, как представляется на первый взгляд.

Действительно, патриотизм, с одной стороны, так или иначе является частью идеологии (или ее подобия) любого национального суверенного государства. Что бы нам ни говорили о патриотизме, в мире, где господствует секуляризм, он всегда призван воспитывать у граждан чувства некоторой исключительности и даже превосходства, пусть и не агрессивного, над народами других государств.

Такой подход к патриотизму был выработан на Западе в целях легитимации т. н. Вестфальской системы. Согласно ей, международный порядок состоит из территориальных, суверенных государств, над которыми нет никакой высшей власти. Этому способствовало изменение роли Католической церкви (правители национальных государств вышли из подчинения Пап, а зачастую и религиозных предписаний вообще) и развитие капитализма.

Именно на данной идеологии и на обязательном требовании к людям во что бы то ни стало быть преданным государству, которое считается их родиной, до сегодняшнего дня с некоторыми оговорками строится мировой порядок. Степень интенсивности и тонкость применения технологий формирования массового сознания в патриотическом духе отличается в зависимости от конкретного общества и государства.

Ислам осуждает трайбализм (культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность), племенной фанатизм (асабийя), об опасности которого предупреждал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Тот, кто провозглашает слепую преданность племени (асабийя), - не из нас; и тот, кто, борется во имя трайбализма, - не из нас; и тот, кто умирает во имя этого, - не из нас» (Абу Дауд). «И кто сражался под слепым знаменем, гневаясь из-за племенного фанатизма или призывая к трайбализму, или поддерживая племенной фанатизм, и был убит – тот убит в невежестве. Тот не от меня он и я не от него» (Муслим). «Поистине, Аллах удалил от вас дух трайбализма, свойственный джахилийи (временам доисламского невежества) и свойственный ей обычай кичиться своими предками. Теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди - дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как благочестия» (Ат-Тирмизи).

В приведенных хадисах осуждается, прежде всего, то, когда люди руководствуются признаком «крови». Однако совершенно очевидно, что это относится и к теориям исключительности и превосходства, основанных на принципе «почвы». Не секрет, что именно описанный в данных хадисах дух слепой и болезненной привязанности к своей стране и своему народу, без различения, находятся ли они на истинном пути или в заблуждении, понимается многими, как патриотизм.

Именно такой вид патриотизма сегодня пропагандируется во многих современных обществах. Яркий пример – Соединенные Штаты. Кино, политики, СМИ этого государства фактически внедряют в сознание масс убеждение, что Америка всегда права. Это и есть патриотизм в их понимании.

Интересно заметить, что, если трайбализм, крайний национализм, основывающийся на этнических признаках, в целом считается в мире чем-то неприличным, аналогичный этому крайний патриотизм, стоящий на принципе «почвы», наоборот, является практически нормой.

На Западе, кстати, сегодня под национализмом зачастую понимается как раз то, что у нас называют патриотизмом. Под «нацией» там подразумевают, как правило, не лиц, связанных общностью крови, но всех граждан государства, имеющего суверенитет над определенной территорией, вне зависимости от их этнической принадлежности, т.е. связанных общностью почвы и паспорта (гражданства). Патриотизм и национализм, таким образом, фактически слились в нечто неразделимое. Это еще раз подчеркивает их близость и возможную подмену одного другим.

Позиция Ислама

Ислам решительно отвергает любую слепую преданность почве, которую сегодня нередко пропагандируют под видом патриотизма. Подобные убеждения основаны на ложных мотивах. Нельзя безоглядно отдаваться во власть привязанности к какой-то земле только потому, что ты там родился. Точно также недопустима фанатичная преданность какому-то народу, только исходя из того, что ты из его числа, живешь с ним в одной стране и говоришь с ним на одном языке. Коран изобилует аятами, в которых Аллах Всевышний предостерегает людей от слепого следования за теми заблуждениями, в которых утвердились их народы, соплеменники, предки и отцы.

«Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам»(Коран, 43:23). «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Коран, 2:170). «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (Коран, 5:104)

Кроме того, Аллах Всевышний предупреждает: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и только лишь измышляют» (Коран, 6:116). Это именно та пропасть слепого следования за своим народом даже в заблуждении, в которую впадали многие народы на протяжении всей истории.

С осуждением слепого патриотизма и национализма выступают все исламские ученые и лидеры. «Мы должны встать рука об руку против тех, кто призывает к слепому национализму», - говорит один из них.

Однако, несмотря на это, вирусом слепого патриотизма, национализма и национал-патриотизма сегодня заражены и мусульманские общества. Не говоря уже о татарском и кавказском национализме, стоит упомянуть и заразу арабского и турецкого национал-патриотизма, разъедающую эти великие народы.

В мусульманском мире широко ходит выражение «Любовь к родине часть веры» (или «от веры» - по другой версии), которое выдается за пророческий хадис. Правящие круги государств, исповедовавших идеологию арабского национализма, очень любили эксплуатировать его для повышения уровня поддержки населением политики их режимов.

Однако, согласно мнениям крупнейших знатоков хадисов, он является недостоверным. Хотя некоторые, например Ибн Хаджарь, оговариваются при этом, что при правильном понимании его смысл соответствует акыде (мусульманскому вероучению).

Мусульманский патриотизм

Любить ту землю, в которой родился и вырос, с которой связаны все воспоминания, к которой привык и прикипел душой, является естественным свойством человеческой натуры. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покидал Мекку, то говорил с горечью: «...Клянусь Аллахом!… Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, ат-Тирмизи и др.).

Таким же образом любит свою родину и любой из нас. Любим город, в котором родились; любим улочки, по которым бегали детьми; любим свой родной язык; любим свой народ. И в этом с исламской точки зрения нет ничего предосудительного.

Однако является ли родиной только твоя деревня, только твой город, только твоя страна? Ясно, что понятие родины не такое уж упрощенное. Что понимать под родиной? Государство? Территорию обитания своего народа? Место, где родился и вырос? Культуру, традиции и историю своей земли? Понятно, что для государства желательно, чтобы под родиной понималось исключительно оно само, т. к. это подразумевает право бюрократического аппарата и правящей элиты выступать от имени какого-либо народа и его страны.

Националисты понимают под родиной кровь и территорию, на которой живут ее носители.

Но что является родиной для мусульманина? В этой связи есть смысл говорить о родине мусульманина, как месте, стране, в которой он родился, к которой привязан, и которой обязательно желает блага; и о родине в полном сакральном смысле, родине духовной.

Для приверженца Ислама патриотизм как любовь к своей стране, где родился и вырос, к своему народу имеет особый смысл. Это, прежде всего, стремление улучшить их положение, облагородить жизнь, защитить от бед и пороков, привить высшие ценности.

Иными словами, соответствующий акыде смысл выражения: «Любовь к родине – часть веры», - значит усердие на пути Ислама в родных краях. В этом подлинный смысл патриотизма в Исламе. В определенной степени мы связаны исламской миссией в этой жизни с той территорией, в которой родились и живем. Ведь нам легче вести призыв именно в этой земле, именно среди тех, с кем мы выросли и кого хорошо понимаем и знаем.

То, что запретно мусульманину, так это слепая любовь и болезненная привязанность к чему-либо в этом мире – к своему народу, земле, дому в том числе, без оглядки на истинность и ложность того, на чем они стоят. Но при этом в своем же народе и стране, в которой родился, можно любить положительные качества, можно гордиться наиболее памятными и героическими страницами истории борьбы за правду и справедливость.

С другой стороны, все, что есть в религии Единобожия, и все, в чем есть искра Единобожия, – это истинная духовная родина мусульманина. Он должен быть патриотом Ислама, патриотом уммы.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) любил Мекку, а затем и Медину. Так он любил свой народ – мусульман, кем бы они ни были – мекканцами, мединцами, бедуинами, византийцами, персами или евреями. Он любил в них Ислам и любил их в Исламе. Именно таким широким также должно быть представление мусульман о родине.

В этом, высшем, сакральном, смысле, если где-то следуют Единобожию – это наша родина. Если тот или иной народ придерживается Единобожия – он нам родной. Если та или иная история, культура, традиции хранят память о Единобожии – это наша родина.

И мы имеем полное право любить Мекку и Медину, Стамбул и Багдад, Дамаск и аль-Кудс (Иерусалим), Самарканд и Бухару, Казань и Грозный, Уфу и Махачкалу, Москву и Париж, поскольку каждое из этих мест становится прибежищем Ислама. Мы имеем полное право любить арабов и турков, иранцев и узбеков, кавказцев и испанцев, татар и русских, англичан и малазийцев, поскольку каждый из этих народов вносит посильный вклад в укрепление и процветание Ислама. Мы имеем полное право любить культуры и языки этих народов, поскольку на каждом из них Ислам получает неповторимое звучание.

Один из мусульманских поэтов выразил подобное отношение в простом четверостишье:

Родными я сочту пыль Афганистана,

Пески Хиджаза и горные цепи Ирана,

Любой уголок, где внемлют Корану,

А утро вскрывают звуки азана…



комментариев