Какой прекрасный день!

Как прекрасен сегодняшний день! Наверно, и сегодня, как и вчера, у каждого из нас премного забот. Болячки, потери, проблемы. Но счастлив тот, кто замечает главное и ценит то, что имеет. Хвала Всевышнему за Его бесчисленные милости! Хвала Аллаху за правую веру! За каждый здоровый орган! За наших родственников и друзей, не оставляющих нас ни в радости, ни в горе! Хвала Ему даже за то, чего мы лишены, ибо в этом тоже благо для нас. По-настоящему богат не тот, кто сумел скопить, а тот, кто не знает нужды. И спокоен за свое будущее не тот, кто застраховался от болезней или пожаров, а тот, кто подготовился к предстоящему расчету.

Коран гласит: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что он приготовил на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, кто забыл Аллаха и кого Он заставил забыть самих себя» (сура 59 «Сбор», аяты 18-19).

А в хадисе говорится: «Благоразумен тот, кто укрощает свою душу и трудится для того, что будет после смерти, и беспомощен тот, кто потворствует страстям и надеется, что Аллах [простит его и введет в рай]» (ат-Тирмизи).

Знаете ли вы, что значит укротить душу? Это значит требовать от себя отчета прежде, чем его потребуют от нас в день воскрешения. Праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Требуйте отчета от самих себя до того, как его потребуют от вас, и взвещивайте ваши [деяния] прежде, чем они будут взвешены, ибо расчет ваш будет легче держать ответ завтра, ибо завтрашний расчет будет легче для того, кто требовал от себя отчета сегодня и готовился к великому суду». Потом он прочел аят: «В тот день вы предстанете [перед Аллахом], и ни одна тайна ваша не останется сокрытой» (сура 69 «День истины», аят 18) (Ибн Абу ад-Дунья в «Мухасаба ан-нафс»).

Как часто мы подсчитываем свои грехи и раскаиваемся в них? Как часто мы требуем от себя отчета за прожитые дни и часы? Маловер, обольщенный своим благополучием, редко задумывается об этом. Его помыслы связаны с этим миром, и трудится он для того, чтобы получить от жизни все, что только сможет, и беспокоит его только то, что он может лишиться своего положения и своих сбережений.

Верующий, напротив, печется о своей будущей жизни и тревожится за свои добрые дела. Он старается сберечь их, чтобы тщеславие и самолюбование, высокомерие или обидное слово, не погубили плоды его веры. «Что я хотел сказать этим словом? Ради чего я пришел на это собрание? Для чего я сажусь поесть?» — задаваясь этими вопросами, он старается выправить свое намерение и приблизиться к Аллаху, даже занимаясь житейскими делами.

Но, пожалуй, лучший помощник в этом деле — пятикратная молитва. Вставая на молитву, вспоминаешь о своих грехах и проступках, задумываешься о расчете и представляешь себя стоящим перед Всесильным Царем в день страшного суда. В этот момент становится так стыдно за совершенный грех, за дурные мысли, нашептанные шайтаном, или за желание отомстить обидчику. Молитва удерживает от греха и усмиряет нрав. Но на сердце все равно неспокойно. Будут ли наши покаяния приняты? Будут ли наши мольбы о прощении услышаны? Сумели ли мы приблизиться к Аллаху хотя бы на пядь или прожитый день принес нам только убыток и разочарование?

Если бы мы знали оборотную сторону нашей жизни, то смеялись бы редко, а плакали часто. Нет, это не значит, что верующий должен ходить угрюмым, напустив на себя печальный вид. Напротив, нужно быть приветливым, улыбчивым, благодушным. Нужно делиться с другими оптимизмом и хорошим настроением, но не проявлять беспечности и легкомыслия. Рассказывают, что как-то раз аль-Хасан аль-Басри увидел смеющегося юношу. Он подозвал его и спросил: «Сынок, ты уже перешел Сырат (мост, проложенный между двумя хребтами ада)?» «Нет», — смущенно ответил тот. «Ты знаешь, куда попадешь: в рай или в ад?» — спросил ал-Хасан. «Нет», — ответил юноша. Он сказал: «В таком случае, что это за смех?» (ас-Самарканди в «Танбих аль-гафилин»).

Сегодня действительно прекрасный день, подаривший нам надежду и новые возможности. Можно простить долг брату, попавшему в беду. Или простить старую обиду и позвонить другу. Или навестить родственника, которого давно не видел. Или просто сказать доброе слово соседу или коллеге. Сколько возможностей заслужить милость и прощение Аллаха! Почему бы не воспользоваться ими?



комментариев