Мусульманские ракетные технологии. Возрождение 1000-летней программы

Палестинские самодельные ракеты «Кассам», не дающие спокойно спать «израильским» солдатам, и иранская ядерная программа, наводящая ужас на американское руководство, отнюдь не являются чем-то новым для исламского мира. На самом деле это всего лишь продолжение уже тысячелетней исламской программы развития ракетных технологий, начатой мусульманскими учеными в раннем средневековье. Ведь мусульмане не только первыми в мире изобрели ракеты, реактивные снаряды и двигатели, но и познакомили с технологией их производства всю Европу.

Мусульманский порох

Первым шагом на пути к разработке ракетных технологий было, конечно же, изобретение и начало производства пороха. Порох уже в 11 веке был известен китайцам, но они не владели знаниями о правильных пропорциях, не достигли необходимой степени очищения нитрата калия и не владели знаниями об оптимальных его соотношениях для подготовки и проведения взрыва. Первая китайская книга пера Хуо Лунг Чинга, которая детально описывает пропорции и соотношения пороха для проведения взрыва, появилась лишь в 1412 году.

Однако еще в 13 веке сирийский ученый Хасан ар-Рамма написал книгу по военным технологиям, которая со временем стала весьма популярной на Западе. Именно она была первым трудом, который описывал процедуру очистки нитрата калия и содержал множество рецептов изготовления пороха с правильными пропорциями для достижения взрыва. Работник Университета Джона Хопкинса Дж. Партингтон в своей книге об истории изобретения пороха пишет, что данная «коллекция рецептов, возможно, собиралась из различных источников различных периодов семьей автора, и была передана ему по наследству». Причем, в книге Хасана ар-Рамма данные рецепты приведены, как уже опробованные на практике.

Что касается нитрата калия, то он был описан еще Ар-Рази, аль-Хамдани и в некоторых других арабских рукописях 10 века. А ибн аль-Битар описал его в 1240 году. Латинская книга «Liber Ignium» Маркуса Грекуса, которая на самом деле является арабской по происхождению и лишь затем переведенной на испанский, опять же, приводит много рецептов изготовления пороха, последние четыре из которых могли быть добавлены в книгу в 1280 или 1300 годах.

Свидетельство использования пороха в ходе отражения крестовых походов в египетском Фустате в 1168 году было получено в виде нахождения следов нитрата калия. Подобные свидетельства применения пороха были также обнаружены относительно осады Думьята 1218 года и битвы аль-Мансура 1249 года.

Мусульманская артиллерия и ракеты

Существует 4 арабские рукописи (Манускрипты аль-Макхзун), одна из которых хранится в Санкт-Петербурге, две – в Париже и одна – в Стамбуле, относимые к 1320 году и описывающие первую переносную пушку с применением пороха. Ее описание, принципиально мало чем отличается от современных пушек.

На протяжении 14 столетия развитие артиллерии продолжалось мамлюкской династией. Мусульмане начали использовать артиллерию в битвах против монголов, как это было в знаменитой битве Айн-Галут. В Испании мусульмане использовали пушки при защите Севильи (1248), Гренады (1319), Альбасеты (1324), при Хескаре и Мартосе (1325), Аликанте (1331) и при Альджезирасе (1342-1344).

Современный автор Дж. Партингтон вполне справедливо утверждает, «история артиллерии в Испании восходит к артиллерии арабов», а также замечает, что «арабы привнесли огнестрельное оружие в Испанию, откуда оно проникло в Италию, Францию и Германию».

В книге Партингтона также содержится весьма занимательный момент, касающийся нового изобретения Хасана ар-Рамма. Так он пишет, что Хасан ар-Рамма описывает различные виды зажигательных стрел и копий, описывает и сопровождает рисунками то, что предположительно может являться первым реактивным снарядом или торпедой. Этот снаряд у ар-Рамма назван «яйцом, которое само себя движет и само себя поджигает».

Иллюстрация и описание снаряда дают основания предполагать, что данный снаряд предполагался для движения по поверхности воды. Два чашеобразных листа железа скрепляются вместе, крепко обвязываются кожей. Получившийся грушеобразный сосуд наполняется «нефтью, металлическими опилками и доброй смесью (возможно, содержащей селитру). Далее аппарат снабжается двумя рейками (в качестве руля) и приводится в движение большой ракетой (реактивным движителем)».

Еще один современный автор Виллей Лэй пишет: «Хасан ар-Рамма добавляет одно неожиданное новшество – реактивно движимый снаряд… наполненный порохом или зажигательной смесью, снабжается некоторым видом хвоста для обеспечения прямолинейного движения». Однако примеров применения получившегося в итоге снаряда и названного «самодвижущееся и воспламеняющееся яйцо» не приводится.

Фрэнк Уинтер из американского Общества астронавтики пишет: «Арабы являются первыми, кто унаследовал (или даже изобрел) секрет ракеты. Именно через арабские тексты, а не через монголов Европа узнала о ракетах». Уинтер также приводит имя еще одного мусульманского ученого 14 века, физика Йусуфа ибн Исмаила аль-Кутуба, который писал о снарядах, использующихся «для изготовления огня, который поднимается и движется, таким образом, повышая возможности воспламенения».

Турецкий профессор Арслан Терзи-оглу пишет о том значении, которое придавалось развитию естественных, технических и военных наук в Сирии, в Египте при мамлюкских султанах и в Турции при сельджуках. Особенно большое внимание уделялось развитию военных технологий в период крестовых походов, когда на исламских ученых было возложено специальное обязательство работать над развитием взрывчатого оружия, для того, чтобы противостоять крестоносцам. Сирия, и в особенности Дамаск, были основным центром естественных и технических наук в 13 веке. Это было вполне естественно, поскольку именно Сирия была свидетельницей многих кровавых битв с крестоносцами.

Уже в 13 веке мусульманские ученые обладали технической информацией, позволявшей использовать порох для производства ракет. В книгах «Китаб аль-фурусийя ва-ль-мухасаб аль-харбийя» и «Нийят ас-сууль ва-ль-уммийя фи тааллюми аъмаль аль-фурусийя» уже упоминавшегося сирийского ученого Хасана ар-Рамма приводилось описание взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и торпеды, движимых реактивными снарядами.

В турецком дворце Топкапы есть другой труд 14 века, состоящий из нескольких книг по оружию и военному искусству, который является важным источником по данной тематике. Первая книга называется «Китаб аник фи ль-манаджник» и написана в 775 году Ибн Аранбуга аль-Зардкашем. Вторая книга, написанная турецким командиром Аляаддином Тайбуга аль-Омари ас-Саки аль-Мелики аль-Насиром, называется «Китаб аль-хийяль фи ль-хуруб ва фас аль-мадаин хифз аль-дуруб» и посвящена описанию ракет, бомб и зажигательных стрел.

А в работе «Уммуль-газа», написанной Али Агой в правление султана Ахмеда III (1703-1730), также хранящейся во дворце Топкапы, описаны ракеты, названные «тулумбасами», изобретенные им самим и использованные в осаде замков и крепостей в 17 веке. Это были снаряды 11-12 аршин (7-8 метров) в длину и такого диаметра, что человек не мог ее обхватить руками.

Мусульманские реактивные двигатели

Леонардо да Винчи, часто упоминаемый как первый изобретатель темного ящика (примитивной версии камеры), водяного насоса, маховика и летальных аппаратов, на самом деле находился под сильным впечатлением от работ исламских ученых. К примеру, на свои многие изобретения он был вдохновлен работами мусульманского ученого аль-Хазина.

Что же касается изобретения летательных аппаратов и первых попыток полетов, в исламском мире первая такая попытка была предпринята задолго до европейско-христианского мира. Турецкий ученый Испиджапа, к примеру, исследовал соотношения между поверхностью крыла птиц и их весом для того, чтобы найти физические обоснования возможности полета.

Наиболее интересной попыткой полетов в исламской истории были попытки Хазарфана Ахмеда Челяби и Лагари Хасана Челяби в 1630-1632 гг. в период правления султана Мурада IV. Эвлия Челяби, который лично был свидетелем этих экспериментов, дал следующую информацию в своей книге путешествий, рукописная копия которой может быть найдена в Библиотеке Стамбула: «Хазарфан Ахмед Челяби – первый, кто пробовал взлететь с кафедры Окмейдани восемь или девять раз с орлиными крыльями, используя силу ветра. Затем султан Мурад Хан наблюдал с особняка Синан Паша в Сарайбурну, как он полетел с самого верха башни Галата и приземлился на площади Доганчиляр в Ускударе при помощи юго-западного ветра. Мурад Хан наградил его кулем золотых монет...»

Другой турецкий инженер Лагари Хасан Челяби смог взлететь при помощи семикрылой ракеты собственного изобретения и приземлился в целости и сохранности в море с помощью крыльев, подобных орлиным. Данная технология приземления на поверхность моря очень сильно напоминает приземление на поверхность воды с помощью парашютов, практикуемое американскими астронавтами после их возвращения из космоса. Более того, внимание стоит отметить и тот факт, что Лагари Хасан Челяби заслуживает особого места в истории воздухоплавания и авиации, поскольку он совершил свой полет с помощью ракетного движителя.

Позже изобретатель и инженер Лагари Хасан Челяби переселился в Крым к Селамет Гирай Хану. С периодом его проживания в Крыму совпало начало российских исследований в области ракетных технологий, что дает основания для предположения о том, что турецкий инженер и его ученики оказали существенное влияние на развитие русских ракетных технологий.

Причины поражения мусульман

В уже упоминавшейся работе «Уммуль-газа» изобретателя Али Ага содержатся очень важные и для современных мусульман размышления автора относительно начавшейся череды поражений мусульманских армий от рук европейских. В качестве основной причины этих проигрышей мусульман на полях сражений он называет все большее отставание мусульман в изобретении и развитии наук, технологий и оружия.

Напомним, это был уже 18 век, когда эра научных исследований и развития новых технологий в исламском мире подошла к концу. Али Ага даже рекомендует султану, какие новые виды вооружения должны разрабатываться для того, чтобы перехватить у европейцев лидерство в развитии военных технологий. Но исламскому миру понадобилось около 200 лет, чтобы услышать этот призыв мусульманского исследователя и начать наверстывать упущенное.



комментариев