Посмотри в зеркало

Сегодня мы поговорим о человеке из обитателей рая. Попасть в рай и достичь величайшей из милостей Аллаха может даже простой и незаметный человек. Человек, о котором мы поговорим, был обрадован раем при жизни, но мы не знаем даже его имени.

Однажды пророк (мир ему) со своими сподвижниками сидели в мечети, и он сказал: «Сейчас к вам зайдет человек из обитателей рая». Мы посмотрели на дверь и увидели, что зашел один мужчина из ансаров, борода которого была влажной после омовения. На следующий день мы также сидели в мечети, и он снова сказал: «Сейчас к вам зайдет человек из обитателей рая». И снова зашел тот же мужчина. Также повторилось и на третий день.

Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас (р.а.) сказал себе: «Я, несомненно, последую за ним, и узнаю, что же он делает такого, что обогнал нас всех в благочестии». Он пошел к мужчине домой и попросился к нему в гости на три дня, тот не отказал. Всю ночь Абдулла наблюдал за ним, но мужчина не делал ничего особенного, кроме как, когда ворочался во сне, поминал Аллаха. На третий день Абдулла спросил у него: «О такой-то, когда мы сидели в мечети пророк сказал нам, что сейчас зайдет человек из обитателей рая, и зашел ты, и так продолжалось три дня подряд. Что ты делаешь такого, чего не делаем мы?» Тот ответил: «Я делаю лишь то, что ты видел». Абдулла стал уходить, и вдруг тот мужчина позвал его к себе и сказал: «Я делаю лишь то, что ты видел, однако каждую ночь перед сном я делаю так, чтобы в моем сердце не было злобы, лжи, презрения или ненависти ни к кому из мусульман». Абдулла воскликнул: «Вот за это ты занял такое положение!»

Абдулла ибн Амр последовал за этим человеком не из-за спортивного интереса, поиск путей к раю - это занятие праведников и приближенных к Аллаху. Этот человек был обрадован раем тем, кто не говорит по своему пристрастию, правдивейшим и заслуживающим доверия пророком Аллаха.

За что же он получил такой подарок? За то, что жил с сердечной чистотой, он не изнурял себя постами и молитвами, самое большое, что он делал, - он проверял свое сердце, что в нем есть дурного, ненужного и вредоносного. Это то, что нужно делать каждому мусульманину, нам с вами, - обследовать свое сердце.

Можно привести пример. Если у человека уже долгое время есть машина, он следит за ней. Вдруг в двигателе появляется стук, которого не было до этого. Он приезжает к мастеру и говорит: «У меня есть какой-то стук в двигателе, послушай». Тот слушает, но ничего не слышит. «Нет, нет, есть там стук, я же знаю свою машину». Другой же не обращает внимания на стуки, щелчки, скрежет и т.п. И говорит: «Машина же едет». В конце концов, это приводит к тому, что двигатель ржавеет, ломается и становится негодным, и встает вся машина.

Также и наше сердце - в нем есть пороки и болезни, которые мы своевременно должны лечить и удалять.

Мы каждый день с вами смотрим в зеркало, поправляем волосы, одежду. Я хотел бы дать совет сначала себе, а потом всем, кто услышит или прочитает эту проповедь: посмотреть в зеркало, но немного по-другому.

Посмотри на свое лицо: в нем свет, нур или чернота?

Посмотри в свои глаза: в них покорность перед Аллахом, смирение, слезы от страха перед Аллахом или в них дерзость и отклонение от истины?

Посмотри на свой язык: он влажный от поминания Аллаха или сплетен и лжи?

Посмотри на свой лоб: на нем мозоль от земного поклона или пыль не совершающего омовение?

Посмотри внутрь своих глаз, дойди до сердца, проверь, обследуй его. В нем чистота или грязь, оно уверено и твердо на истине или сомневающееся и колеблющееся? В твоем сердце - желание добра мусульманам и всем людям или в нем ложь и поддельность? В нем любовь и удовлетворение Аллахом или же гнев и недовольство?

Люди говорят «Человек с большим сердцем», это - то сердце, которое просторно, в нем всегда есть место проблемам других. С другой стороны, оно заполнено тем, что любит Аллах, и тем, что Он доволен.

Пусть каждый человек посмотрит на свое сердце и спросит сам себя: “Кого ты ненавидишь и почему, кого ты любишь и почему?”

Пророк (мир ему) сказал:

“Многобожие в этой общине более незаметно, чем топот муравья. И, поистине, из многобожия - то, что ты любишь кого-то, несмотря на его нечестие, и ненавидишь другого, несмотря на его справедливость”.

Во время пророка (мир ему) люди совершали явное многобожие, они поклонялись идолам, просили у мертвых, приносили жертвы около каменных истуканов и могил, также и другие общины - кто поклонялся Исе, кто Узейру, кто звездам, кто огню. Но очень опасен скрытый вид многобожия, он может оказаться у тебя в сердце, а ты даже его не почувствуешь. Ты любишь и уважаешь человека, который, может быть, ненавидит твою религию, несправедлив к Аллаху и Его творениям. Но ты его любишь и уважаешь по причине его силы, влияния или положения. В то же время, ты можешь ненавидеть человека, который признает, что нет бога кроме Аллаха, может быть, даже совершает молитву и ходит в мечеть. Ты скажешь: “Да он лицемер, он в мечеть ходит только для показухи”. Мы скажем: «Брат, для нас являются доводом внешние признаки, и лишь Аллах отчитывает за то, что в сердце”.

Передается в хадисе:

Однажды, при разделе трофеев, один человек сказал пророку (мир ему): «Побойся Аллаха и будь справедлив, этот раздел совершен не ради Аллаха!». Пророк ответил ему: «Если не я, то кто будет справедлив?». Этот стал уходить, Халид ибн Аль-Валид сказал: «О пророк, дай я накажу его!». Пророк ответил: «Оставь его, ведь может он совершает молитву». Халид сказал: «О пророк, сколько есть молящихся, которые говорят своими языками не то, что у них в сердце». Сказал пророк: «О Халид, мне не было приказано рассекать груди людей и обследовать их сердца».

“Говорят, он такой-то” - а ты видел его, имел с ним дела? “Я думаю у него плохие намерения” - а ты уверен, ты обследовал его сердце? “Он молится только ради показухи” - для нас - внешние признаки, а Аллах рассчитает человека за его сердце.

Нужно любить всех мусульман, черных, белых, красивых, уродливых, богатых, бедных, земляков, чужестранцев. Все, кто произнес слова «Ля иляха илля ллах, Мухаммад расулю ллах» - из людей сунны, и на этом проблема заканчивается.

Преступлением против самого себя является зацикливание на мелочах и злопамятность. «Я обижен на того, он поздоровался со мной из-за спины, другой не навестил меня, когда я болел, третий не дал мне денег взаймы, когда я нуждался, четвертый не привез мне подарок из хаджа, я обижен на того, на того, на того…” Этим ты мучаешь свою душу.

Есть такой вид поведения, как легкость характера. Однажды Имаму Ахмаду сказали: «Благополучие заключается в 10 вещах, 9 из которых - в легкости характера». Тот ответил: «Благополучие заключается в 10 вещах, 10 из которых - в легкости характера».

Также передается, что однажды Имам Ахмад спросил у Имама Бишра ибн Хафи: «Как быть в безопасности от вреда людей?». Тот ответил: «Давай из своих денег и не бери из их имущества, выполняй их права и не требуй выполнения своих, постоянно проявляй к ним благочестие и терпи их вред, не жди от них признания твоих благодеяний и не жди ответа на добро». Ахмад ибн Ханбаль склонил свою голову и произнес: «Клянусь Аллахом, это очень тяжело». Имам ответил: «О если бы, после всего этого, ты избавился от него».

Представьте себе, если бы каждый человек поступал также? Люди жили бы и наслаждались, заходили бы в ислам толпами. «Да нет, так не будет», скажешь ты. А ты начни с себя, и пусть тебе не будет дела до других.

Вот такое сердце - поистине, сердце героя, доблестного, честного и смелого человека. И самое важное, чтобы ты не считал, что тебе кто-то, что-то должен, и тебя обязаны уважать. Желай только довольства Аллаха. И, ни в коем случае, не считай, что из-за твоей праведности Аллах тебе что-то должен, или тебе что-то должны люди. Будь одним из людей, не летай в небесах. Аллах любит и желает, чтобы ты не выделялся из числа других мусульман.

Он сказал: «Кто же лучше словом, чем тот, кто призывает к Аллаху, творит благие дела и говорит: Я один из мусульман» (Сура Фуссылят 33).

Этот человек лучший из людей, но Аллах приказывает ему говорить “Я всего лишь один из мусульман”.

Пусть Аллах очистит наши сердца и намерения. Амин.

Проповедь имама Вольского района Абдулхаким-хазрата Яфарова



комментариев