Следуя пути Мухаммада. Духовность и знания

(апрельская лекция ученого в университете Корнелла, Нью-Йорк)

Когда я начал писать книгу о Посланнике (мир и благословения ему), мне было важно объединить проведенную научную работу (факты, сущность и научное или техническое измерение) с кое-чем еще – смотреть не только на факты, но и то, как люди понимают религию.

Написание книги «Следуя пути Пророка» для меня было своего рода процессом реформирования, ведь на протяжении 25 лет на вопрос о главном принципе Ислама я отвечал «справедливость», Бог повелевает соблюдать справедливость. А когда я писал книгу, то стал понимать, что это не совсем так – я понял, что справедливость есть лишь средство для высшей цели, и до меня дошло: истинной сущностью и целью Ислама является мир.

Пророк (мир и благословения ему), по обыкновению говорил людям: «Распространяйте среди вас мир». Когда вы приветствуете кого-то на арабском, вы не говорите «хорошего дня», вы говорите «мир вам», это и есть сущность нашей религии. Мир – это не просто то, что у нас есть, это непрерывная цель бытия.

Духовность и религия: главное - дисциплина

В наших современных обществах крайне важно наладить правильные отношения между духовностью и религией. Многие люди самого разнообразного происхождения – христиане, иудеи, мусульмане – говорят: «Я не очень религиозен, но я человек духовный». Так в чем же разница?

Может создаться такое впечатление, будто мы поддерживаем в себе духовность потому, что разочаровались в религиях, а скорее даже не в самих религиях, а в их представителях – люди, которые выступают от имени религии, зачастую разочаровывают нас.

Иногда нам кажется, что духовность требует от нас меньше, чем религия. Однако если вы изучите духовные традиции всего мира, то узнаете, что нет ничего более требовательного, чем истинно духовная жизнь. Без дисциплины вы никогда не достигнете высокого уровня духовности.

Путешествуя по миру, я провел 3 недели с Далай Ламой, чтобы понять его образ мыслей. И хотя этот конкретный пример связан с духовностью без Бога как такового, я понимал, что подобный образ жизни все равно требует строгой дисциплины.

Если вы хотите освободиться от своего эго, нужно быть дисциплинированным. Важно понимать связь между этикой и религиозной этикой в экономике, политике, социальной динамике, социальной справедливости и обществе в целом. Если вы хотите изменить мир, измените себя, преобразуйте себя и призовите окружающих к тому же.

Что есть духовная жизнь?

Между 35 и 40 годами Пророка Мухаммада (мир и благословения ему) не устраивало то, как живут окружающие люди, ему не нравилось, что люди поклоняются идолам, его не устраивала социальная структура общества; поэтому он стал уединяться со своими мыслями, каждый год уходил в пещеру и пытался найти ответы на свои вопросы.

Когда Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) начал проходить этот процесс, искать истину, по достижению 40 лет он получил ответ – первое откровение. В нем говорилось:

«Читай, о Мухаммад, Откровение, начиная с произнесения имени твоего Господа» (Аль-Аляк, аят 1).

Ваше сердце ищет ответ в разуме, но в конце пути разум велит вам вернуться к сердцу, то есть сердце находится в центре всего. Когда вы читаете о жизни Посланника, вы начинаете понимать, что произошло в самом начале – поиск истины и есть смысл духовности, вы ищете ответ и находите его. С исламской точки зрения этот ответ таков – поклоняться единому Богу и больше никому.

Духовная жизнь, как довести ее до практики?

Каждый человек приходит в эту жизнь и пытается дойти до ее истинного смысла, ищет его практическое применение.

В Коране есть аят, проливающий свет на этот аспект:

«О вы, которые уверовали в Истину Аллаха и поклонились Ему! Повинуйтесь Аллаху своими сердцами и отвечайте на Его Послание, переданное вам Его посланником. Он призывает вас соблюдать назидания Аллаха, которые оживляют ваши тела, души, умы и сердца. Будьте уверены, что Аллах Всевышний знает тайное ваших сердец и направляет их, как желает. Ведь Он стоит между вами и вашими сердцами, когда их охватывают страсти» (Аль-Анфаль, аят 24).

Это означает, что Бог призывает каждого из нас вернуться к своему сердцу и найти ответ в нем.

Как откликнуться на призыв Божий?

Существует 3 измерения, которых я хотел бы коснуться, и духовность есть первый шаг в этом интеллектуальном путешествии по поиску смысла жизни.

В итоге опыт Пророка становится для нас примером. В одном из аятов Аллах говорит:

«Для вас в посланнике Аллаха - образцовый пример» (Аль-Ахзаб, аят 21).

И каждый из нас обладает достоинством, как говорит Всевышний в аяте:

«Мы оказали почёт сынам Адама» (Аль-Исра, аят 70).

Бог наделил достоинством не только мусульман, не только представителей монотеистических традиций, но каждого человека. Независимо от веры в Бога человек имеет достоинство, каждый мужчина и каждая женщина.

На протяжении истории Бог посылает нам одну идею – если вы хотите следовать по пути Пророка, вам нужно набраться духовного опыта и задать правильный вопрос, «почему»?

Вам нужно искать истину, а без уважения к собственному разуму этого невозможно добиться. Уважать свой разум – означает не довольствоваться ответами извне, а отвечать на вопросы, идущие изнутри. Прислушайтесь к своему разуму, когда он задает вопросы о смысле жизни.

Если обратиться к первым аятам Корана, можно узнать, что Бог назван единым, а второе его имя, встречающееся везде – Раббиль Алямин, что обычно переводится как «Господь миров», но на самом деле это не совсем верный перевод – в слове «рабб» корень тот же самый, что и в слове «тарбийя», т.е. образование. То есть Он – обучающий, дающий образование.

Знание есть достоинство. Именно поэтому мы, будучи людьми, должны понимать, что любое общество, не обеспечивающее своих граждан базовыми знаниями, по сути нарушает их права.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев