Стресс и его лечение Кораном

Стресс стал неотъемлемой частью жизни современного человека.

Известно также, что он является одной из причин возникновения язвы, коронарной болезни сердца, депрессии, аутоиммунных заболеваний, повышенного давления, диабета и даже рака.

В более мягкой форме он выражается в форме беспокойства и проявлений жестокости в необычной обстановке – на работе, в школе или дома. Со стрессом также связаны такие распространенные медицинские проблемы, как головная боль, бессонница, ожирение. Влиянию стресса подвержен каждый человек, но некоторые справляются с ним лучше, чем другие.

Причинами стресса являются следующие факторы:

- Страх перед неизвестным, попытки предугадать и контролировать ход событий.

- Утрата дорогих нам людей и вещей, неспособность справиться с такой утратой.

- Внутренний конфликт разума и чувства, понимание истины и нежелание ее принять. Иногда принятие правды требует изменить наши привычки и образ жизни, к которым мы можем испытывать привязанность, так как они дают нам чувство удовольствия, радости, гордости и т.д.

Давайте посмотрим, что о такой ситуации говорится в Коране.

Наши потери даны нам для испытания:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: ”Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Коран, 2:155-157).

Таким образом, в исламе нет представления, что нам принадлежит наше имущество или жизнь – все принадлежит Аллаху и к Нему вернется. Но если вещь нам не принадлежит, то стоит ли плакать об ее утрате?

Наша судьба предопределена. Это вне нашей власти. Единственное, что мы можем контролировать, это наша ограниченная свободная воля, наши действия, наш выбор – делать хорошее или плохое, верить в Бога или не верить – но мы не можем контролировать события, которые произойдут завтра независимо от наших действий. Например, от нас не зависит, родится ли у нас сын или дочь, какого цвета будут у ребенка глаза, попадете ли вы в аварию завтра или в другой день. Волноваться о таких вещах бесполезно.

Отвержение веры Коран считает болезнью, отрицание истины – результатом высокомерия:

«Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (Коран, 2:10).

Три ступени духовного развития

- Страстная душа

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь – Прощающий, Милосердный»(Коран, 12:53).

Страстная душа склонна к чувственным удовольствиям, страстям, потаканию своим прихотям, злу, зависти, жадности, тщеславию. Она заботится об удовольствиях тела, удовлетворении физического аппетита и своего эго.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Твой самый заклятый враг это порочное «я», которое живет в твоем теле» (аль-Бухари).

Если порок в душе не отслеживать, он приведет к непривычному напряжению со всеми вытекающими последствиями.

- Попрекающая душа

«Клянусь душой попрекающей» (Коран, 75:2).

Эта душа видит и осознает зло, сопротивляется ему, просит у Бога милости и прощения, кается, пытается стать лучше и надеется на спасение:

«Есть и другие люди, которые признались в своих грехах. Они смешали праведные поступки со злыми. Возможно, Аллах примет их покаяния. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 9:102).

Пророк Мухаммад сказал: «В нас есть два вида побуждений. Один дух завет нас к доброму и подтверждает истину. Тот, кто испытывает это побуждение, должен знать, что оно исходит от Аллаха. Другое побуждение исходит от врага, ведет к сомнениям, приводит ко лжи и поощряет зло. Тот, кто чувствует его, должен искать убежища у Аллаха от дьявольской напасти».

Такая душа предостерегает человека о тщетном желании, ведет его и открывает перед ним двери всевозможных достоинств и добродетели. Это позитивный шаг в духовном развитии.

- Душа, обретшая покой

«О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (Коран, 89:27-30)

Это состояние высшего духовного развития. Удовлетворенная душа – это состояние блаженства, довольства и мира. Такая душа обретает мир, потому что знает, что несмотря на недостатки и бедствия этого мира, она вернется к Богу. Очищенная от напряжения, она покидает поле битвы с тем, что мешает ей обрести мир ума и сердца.

Что делать во время кризиса?

В случае паники неверующий человек ведет себя не так, как верующий. Ему не к кому обратиться, попросить милости и прощения, он не может контролировать свою жизнь, от этого он больше склонен к депрессии и состояниям, ведущим к дурным поступкам. Мы видим, что если такой человек привык выпивать, в случае кризиса он начинает пить больше и становится алкоголиком, или может стать наркоманом, или совершить самоубийство.

С другой стороны верующий должен делать следующее:

- Усилить зикр (поминание Бога):
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Коран, 13:28).

- Увеличить молитву:
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми»(Коран, 2:153).

- Просить прощения:
«Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий”» (Коран, 71:10).

Кроме того, мы также должны продолжать саморазвитие:
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11).

В заключение подчеркнем, что стресс происходит из-за отсутствия внутреннего мира вследствие внутренних конфликтов и ведет к нарушениям в нашем здоровье и поведении. Внутренний мир можно обрести только тогда, если иметь веру во Всемогущего Бога, часто поминать Его и просить у Него помощи и прощения в трудные времена.



комментариев