Священный Коран и сохранение семейного института

Семья как главнейший социальный институт выступала оплотом культуры и цивилизаций на протяжении всей человеческой истории. Уделение внимания священному статусу семьи поможет исправить человеческое общество, а игнорирование этого важного обстоятельства лишает человечество возможности совершенствования в жизни.

В современном мире игнорирование естественных различий, существующих между женщиной и мужчиной, и настаивание на их равенстве, распространение насилия и разврата, взаимная нетерпимость супругов и подрыв ценной семейной культуры сделали семейный очаг уязвимым и кроме того, семьи, сформированные при таких условиях, лишены необходимой искренности, теплоты и жизнерадостности. В современную эпоху мыслители пытаются найти принципиальные стратегии оздоровления, сохранения и укрепления семьи.

Исламская религия, уделяющая усиленное внимание совершенствованию семьи, представляет ценные и полезные рекомендации, ниспосланные Богом и отвечающие природе человека. Религиозные взгляды, несомненно, помогают совершенствованию, укреплению и сохранению семейного очага.


Представители каждого пола по своей природе притягиваются к представителям другого пола и только священные узы брака помогают им удовлетворять свои половые инстинкты и иметь потомство. Половой инстинкт, с одной стороны, вызывает немало озабоченности, а с другой, может обеспечить его здоровье и рост. Здоровое удовлетворение этого инстинкта обеспечивают психологическую безопасность и здоровье человека и общества в целом. А его разнузданное удовлетворение ведет к росту разврата, насилия, мстительности и опасных психологических заболеваний.
В силу того, что необуздание половых инстинктов распространяет разврат в обществе, Священный Коран считает бракосочетание гарантом здоровья и человека и общества и призывает людей создавать предпосылки брака для холостых, не опасаясь нищеты. В 32 аяте суры «Свет» говорится: «Соединяйте браком незамужних женщин и праведных мужчин из рабов ваших и рабынь. Если они бедны, Аллах обеспечит их своей щедростью. Аллах — Всеобъемлющий, знающий».


Священный Коран называет бракосочетание основой успокоения женщины и мужчины. Всевышний Создатель в 21 аяте суры «Румы» говорит: «Другое из знамений Его — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и взаимную благосклонность между вами. Воистину, во всем этом — ясные знамения для людей, которые размышляют».
Многим хорошо известно, что семьи, где царят любовь и разум, пользуются немалыми благами. В коранической культуре удовлетворение естественных инстинктов в семье называется фактором милосердия и здоровья супружеской четы. Именно поэтому исламская религия считает обеспечение эмоциональных нужд в совместной жизни обязанностью жены и мужа. Муж обязан обеспечить материальные нужды жены, а она, в свою очередь, должна выполнить свои супружеские обязанности.
С точки зрения Священного Корана, доброта и эмоциональные связи жены и мужа являются факторами сохранения и укрепления семейного чага. В 187 аяте суры «Бакара» отмечается: «.. Ваши жены для вас — одеяние, а вы — одеяние для них».
Это означает, что супруги должны поддерживать и прикрывать пороки друг друга, предостерегать друг друга от грехов и ошибок с тем, чтобы семейная среда оставалась здоровой и конструктивной.


Подобно тому как одежда прикрывает и украшает человека, супруги должны поддерживать друг друга, и каждый должен поступать так, чтобы другой был доволен им. Вообще почитание системы ценностей и взглядов друг друга умножает достоинства жены и мужа, а недостойные поступки как пятно на чистой одежде ущемляет их личность. Именно поэтому в исламских преданиях супругам рекомендуется в случае ссоры или разногласия разрешить возникшую проблему без промедления и мириться друг с другом, не дожидаясь утра.
Известный иранский исследователь и психолог доктор Гулзари, комментируя этот аят, говорит, что интеллектуальные, религиозные и даже финансовые взгляды жены и мужа должны соответствовать друг другу и требования каждого должны соответствовать материальной и духовной способности супруга. Это способствует их эмоциональной близости и искренности между ними.
Следует добавить, что совместная жизнь не ограничивается определенным отрезком времени, ведь муж и жена вступают в брак, что вместе пройти долгий жизненный путь. С точки зрения Священного Корана, доброта, взаимопонимание, прощение, терпимость и благонравие являются хорошими инструментами продолжения семейной жизни. Доброта является главным фактором теплых связей между женой и мужем и укрепления семейного очага. Американский психолог Мэзлоу считает доброту главной потребностью человека и фактором спасения семьи от гибели.


В эпоху невежества, когда женщин продавали как товар, они доставались в наследство или мужья меняли жен друг с другом, Священный Коран возвеличив женщину, назвал доброту ключевым фактором семейной жизни. Коранические аяты призывают супругов относиться друг к другу с добротой, а мужьям рекомендуется, даже если они не любят своих жен или недовольны ими, обращаться с ними достойно с тем, чтобы не допустить разрушения семейного очага.
В числе других факторов, укрепляющих семейную основу, — обеспечение материальных нужд семьи дозволенным путем. Немалое значение имеют распространение правильной традиции, культуры, моральных и гуманных ценностей, одним словом, обеспечение пищи для души.
В 6 аяте суры «Запрещение» говорится: «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни. К нему приставлены ангелы — суровые, сильные, которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им веля».
Для укрепления семейного очага необходимо обратить внимание и на тот факт, что семья — это динамичное образование, для продолжения существования которого его члены, в частности муж и жена, должны постоянно критически изучать свое поведения и манеры. В семье, основанной на логике, дружбе и искренности и придающей значение таким ценностям, можно воспитать достойных детей.



комментариев