Терроризм и цели Ислама

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и всем праведным его сподвижникам! Кого Аллах направил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем. Свидетельствуем, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.


А затем…

Проблема терроризма сегодня очень актуальна. Для того, чтобы дать этому явлению шариатское определение, прежде всего, надо рассказать об истинной миссии и задаче Ислама. Ведь на ее основе и строится понимание подобных вопросов. Если мы поразмышляем о нашей религии и обратимся к ее фундаментальным источникам, то обнаружим, что она ставит своей задачей достижение двух основных целей.

Первая состоит в обеспечении и поддержании связи между людьми и их Всевышним Создателем. Надо сделать все возможное, чтобы творения осознали, что наша жизнь и наше существование исходят от Одного Единого Творца и этот Создатель - один лишь заслуживает того, чтобы Ему поклонялись и пред ним преклонялись. Такова первая цель, на которую благородный Коран указывает в аяте: «И Я не создал джиннов и людей, кроме как для поклонения Мне».

Вторая основополагающая цель Ислама состоит в населении Земли и обустройстве жизни на ней. Ислам не пришел только лишь с целью объяснить людям суть веры в их Творца, но также имеет целью упорядочить их жизнь на этом свете, направляя усилия и побуждая человека улучшать здешнюю жизнь, обустраивать ее, изучать скрытые Всевышним Создателем в ней тайны, развивать знания и науки, которые Аллах заключил в этой вселенной. Данные науки необходимо использовать для улучшения мирской жизни. Знания должны служить благу человека, способствовать его развитию. Это вторая цель, на которую указывает Коран в аяте: «Он создал вас на земле и предписал вам обустраивать ее».

Всевышний Аллах наделил человека инструментами познания и использования наук и знаний, Он наделил его разумом, слухом, зрением, а также дал ему большое количество других способностей, чтобы он учился и улучшал здешнюю жизнь и старался добиться счастья для всех людей. Это то, на что указывает Коран: «Он вывел вас из утроб ваших матерей, а вы не ведали ни о чем, и даровал вам слух, зрение и разум». То есть вы пришли в этот мир, не зная ничего об истинах вселенной, а Аллах наделил нас инструментами познания, чтобы мы открывали науки и получали знания и улучшали свою жизнь.

Основываясь на этих фундаментальных целях Ислама, нам становится ясно, какова истинная цель и роль верующего, становится ясным, что наша религия не ставит задачу принести разлад в эту жизнь, не ставит задачу нарушить связи между людьми или народами, напротив Ислам нацелен на диалог и добрососедство между народами и их взаимному познанию. Как сказал Всевышний Аллах: «О люди, поистине, мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга».

Целью Ислама не является внесение разлада среди людей или распространение среди них страха и ужаса. Главное - это улучшение отношений между народами, взаимодействие и диалог между ними в целях выполнения двух фундаментальных задач, т.е. поклонения Всевышнему и обустройство Земли.

Основываясь на этом, становится ясным взгляд Ислама на то, что называется терроризмом. Сразу оговориться, что данный термин до сих пор не получил четкого научного определения, он используется в самых разных случаях и применяется к отличающимся друг от друга ситуациям. Поэтому для того, чтобы быть до конца объективными в наших словах, необходимо определить отношение в отдельности к каждой из тех ситуаций, относительно которой применяется термин «терроризм».

Некоторые люди, к примеру, называют терроризмом защиту себя или своей родины. В Исламе это не называется терроризмом. Каждый человек имеет право на защиту самого себя, своего имущества, своих прав. Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Кто погиб защищая свое имущество, тот обретает степень шахида, кто погиб защищая свою религию, тот обретает степень шахида, кто погиб защищая свою семью, тот обретает степень шахида». Ислам предоставляет человеку право защищать себя от нападок врагов, это не может быть названо терроризмом. Это законная, справедливая самооборона.

Однако если под этим термином понимается вражда, ненависть, агрессия в отношении невинных, убийство женщин и детей, разрушение связей между народами, уничтожение людей под какими бы то ни было лозунгами, будь то религиозные или любые иные, то все это называется терроризмом. Ислам категорически отвергает подобные методы вне зависимости от того, объясняют ли террористы свои действия Шариатом или же нет. Всевышний Аллах в Коране называет это преступлением границ: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, и не преступайте границ (дозволенного)».

Также Всевышний Аллах указал на данную категорию бандитов: «Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия».

Аллах не любит нечестия. Это общий принцип. Любое нарушение спокойного течения жизни, убийство невинных – ко всему этому Ислам не имеет никакого отношения. Ислам пришел для того, чтобы религия стала милостью для людей, пришел укрепить связь между народами для достижения фундаментальных целей бытия человека.

Коран называет миссию Пророка (мир ему и благословение) милостью: «И не послали мы тебя иначе как милостью для миров». Не сказано «милостью для верующих», однако «милостью для миров», то есть для всех людей. Как же будет Ислам милостью, если мы будем опираться на него в угнетении людей, агрессии к ним, изъятии их жизней, имущества и нарушении их прав?

Ислам - это милость. Он пришел спасти людей от духовной гибели. Он разъясняет правильное отношение к жизни, к взаимодействию творений с Ним и между собой. Такова истинная миссия Ислама, которую воплотил Посланник (мир ему и благословение) в своей жизни. Поэтому он сравнил свою роль в жизни и свою роль в отношении людей с ролью спасающего, а не с ролью наказывающего их.

Пророк (мир ему и благословение) в достоверном хадисе приводит такой рассказ: «Примером меня и вас может быть человек, который разжег огонь, а насекомые стали залетать в него. Тогда он попытался отогнать их от огня. Так и я держу вас за пояса, чтобы вы не попали в огонь». Так он сравнивает свою роль в отношении людей с ролью того, кто спасает, хочет уберечь людей от Ада, от гибели, от разлада в этом и том мирах. Он сравнивает себя с человеком, который отгоняет насекомых от огня, держа людей за пояса, то есть тянет их, чтобы они не попали в огонь. Огонь здесь подразумевает гибель на этом свете, а также адские мучения в вечности.

В свете всего этого становится ясным, что Ислам отрицает террор, агрессию в отношении невинных и угнетение людей, вне зависимости от того будь это мусульмане или немусульмане. Любой обладает правами в Исламе. Избранник Божий (мир ему и благословение) говорит в отношении соседей-иноверцев: «У них такие же права и обязанности, как и у нас». То есть безопасность их жизни, имущества, семей и детей должны быть беспрекословно обеспечены.

Позиция Ислама в отношении террора ясная и четкая. Он отвергает его. Это одно из тягчайших преступлений границ дозволенного Аллахом, а также одним из видов нечестия на Земле.

Мустафа Махдум, ректор Института подготовки имамов и хатыбов, доктор шариатских наук (Медина)

Из проповеди для российских мусульман



1 комментариев


  1. (09.07.2015 01:19) #
    0

    Корень зла в этой классификации: «И Я не создал джиннов и людей, кроме как для поклонения Мне».
    Персоны: БОГ, люди, джины.
    Если оставить только два понятия, одно из которых сакральное БОГ, то идейные споры между любыми ветвями ислама и чтениями корана будут бессмысленны. Это значит вернуться к таухиду. Напомню, что это способ исчисления и наделение определёнными качествами. В таухиде только одно понятие "БОГ". И как субъект осознания этого факта - человек. В таухиде нет места производным от Бога.
    Грустно, что в том числе ректор подготовки не понимает смысла таухида, скатившись на авраамическую ересь, по примеру предшественников
    Откинь "джинов", и вернёшься к таухиду, где две личности БОГ и Человек. Третий лишний. Из-за этого и войны, и споры, их рождающие.