Михаил Хазин: Увеличение роли ислама – вещь абсолютно объективная

Россия сегодня фактически единственная страна в мире, где есть примеры нормального общения с исламом. Наша страна может предложить миру новую экономическую модель развития, если идеологические исламские концепции наложить на экономические социалистические подходы, считает известный экономист Михаил Хазин.

По мнению аналитика, Россия и ее опыт для многих в мире является привлекательны, поскольку в нашей стране одинаково хорошо знакомы и с социалистической, и с либеральной моделями экономики, тогда как на западе последние 30 лет правила либерально-монетарная идеология. Но в разгар кризиса социалистические подходы становятся все более востребованы и в этом отношении наибольший потенциал – у исламской идеологии.

Отвечая на вопрос одного из читателей делового электронного издания «Бизнес Online» в ходе интернет-конференции «Каким вам видится развитие кризисной ситуации в Европе?», Хазин заявил:

«Дело в том, что последние 30 лет в западном мире была монополия на идеологию. Можно ее назвать либерально-монетарной, но дело не в названиях. У нас же еще остались школы и люди, которые помнят другую модель. А когда у человека есть возможность смотреть на две модели, у него свободы больше. В этом смысле Россия сегодня более свободна, поэтому на нас сегодня смотрят. И не удивительно, что именно в нашей стране придумали модель кризиса еще более десяти лет назад. С точки зрения изобретения - это не гениальное изобретение, это случайность. Но вот то, что у нас советская школа, а живем мы уже в западной реальности, мы можем смотреть на обе модели со стороны. Это очень важно. Поэтому Россия может играть такую роль.

Но есть еще одно обстоятельство. Мы сегодня фактически единственная страна в мире, где есть примеры нормального общения с исламом. Увеличение роли ислама – это вещь абсолютно объективная. Согласно западной модели «закона и денег», если будешь жить по закону, то у тебя будет больше денег. Но в условиях кризиса стало понятно, что денег у тебя будет все меньше и меньше, и жить по закону нельзя, потому что у тебя все отберут богатые.

И в этой ситуации на первое место выходит справедливость. А справедливость бывает трех видов: христианская, исламская и социалистическая. Социалистическую справедливость во многом истребили, хотя сейчас идет ее ренессанс. Это видно по результатам выборов во Франции.

Но самая активная справедливость – это исламская. Ислам говорит: «У нас есть жизненные принципы, они правильные! Если не верите, спросите у христиан, у социалистов – жизненные принципы одни и те же. Что десять заповедей, что моральный кодекс строителя коммунизма - это все одно и то же, только разными словами. Но мы строим общество, в котором люди эти принципы соблюдают, поэтому переходите к нам в ислам». …И чем беднее люди, тем они более склонны к этому.

Но у ислама имеется одна очень большая слабость, и она абсолютно объективна. Дело в том, что современное технологическое общество построено на ссудном проценте. А ссудный процент в исламе запрещен. Поэтому ни одна из современных исламских цивилизаций не смогла самостоятельно сделать современную технологическую цивилизацию. Есть светская страна Турция. Есть Персия, которая много взяла на Западе, да и четыре тысячи лет цивилизации дают о себе знать.

По этой причине одного ислама мало. Я считаю, что можно попытаться возрождать концепции, связанные с объединением идеологических исламских концепций с экономическими социалистическими. В этом смысле как раз Татарстан очень интересен – можно попытаться «поиграть». Но надо работать! К сожалению, этим никто не занимается».



комментариев