Таким, как «Дар уль-Аркам», надо помогать, а не закрывать, - Р. Мухаметов

Акция силовых ведомств, проведенная в минувшую пятницу в мечети московской общины «Дар уль-Аркам», привлекла к себе широкое внимание. Сейчас все обсуждают, что за этим последует и какова цель тех, кто инициировал массовые задержания и проверки. Вдобавок ко всему в воскресенье неизвестные злоумышленники расстреляли из травматического оружия машину главы общины Мухаммада Басыра Гасанова, что многим показалось неслучайным. Свое мнение об этом мы попросили высказать политолога и исламоведа Абдуллу Рината Мухаметова.

- На мой взгляд, очевидно, что за мероприятиями, проведенными в отношении «Дар уль-Аркама», стоят те, кто добивается закрытия мечети, ликвидации общины и ухода ее лидеров из публичного пространства. Прямых законных оснований для этого у них нет, поэтому они действуют путем давления и запугивания руководства, прихожан и арендодателя помещения, дискредитации организации в глазах общественности. Собственно, события последнего времени, – это и есть то самое, о чем я говорю.

Из 200 задержанных в пятницу не выявлено ни одного экстремиста. Хотя в СМИ всех попавших в милицейские автобусы и объявили подозреваемыми, выявлено несколько человек без регистрации, и это весь «улов». Но руководство мечети не должно же паспорта проверять у прихожан при входе?

А после расстрела машины шейха Мухаммада Басыра Гасанова вообще напрашиваются аналогии с произошедшим с другими молодыми богословами - Муртазали Магомедовым, Курманом Исмаиловым и Ибрагимом Дударовым.

Вместо того, чтобы выстраивать стабильные государственно-конфессиональные отношения, определенные силы тянут власть в запретительство, сдерживание, давление, запугивание, совершенно безосновательно полагая, что мусульманский вопрос как-то сам собой рассосется, или же вообще ни о чем не думая хотя бы на среднесрочную перспективу. Им надо решить задачу здесь и сейчас, отчитаться, а дальше «после нас хоть потоп», видимо так они рассуждают.

Закрытие «Аркама» приведет к целому ряду серьезных негативных последствий.

Во-первых, если, как заявляли те, кто проводил проверки в общине, они пекутся о борьбе с экстремизмом, то, наоборот, должны быть заинтересованы в ее сохранении. Когда молодежь приходит в легальный прозрачный центр, возглавляемый конструктивно настроенными просвещенными людьми, угроза радикализма падает в разы. В отличие от того, если они собираются в подворотнях и слушают, кого попало. Тем более, если слушают после того, как их выгнали из легальной мечети, а ее саму закрыли.

Нельзя давать экстремистам в руки такие козыри, как закрытие «Аркама». Те же «лесные» с радостью это отработают, истрактовав произошедшее как «борьбу России с Исламом». Излишне говорить, что вообще неверно создавать почву для озлобления молодежи, для потери ими веры в возможность организации нормальной религиозной жизнедеятельности, для отторжения мусульман от своей же страны. А «запретители» именно этим и занимаются, понимают они это или нет.

Во-вторых, есть и чисто практический момент. В Москве очень остро стоит вопрос с мечетями. По пятницам они не то, что переполнены, весь район вокруг них настигает коллапс из-за скопления большого числа людей. «Аркам» посещает на джума-намаз огромное число людей, несколько разгружая проблему по городу. Если мечеть закроется, все они пойдут в другие крохотные мечети. Это еще больше усложнит ситуацию вокруг них.

«Дар уль-Аркам» - известная на всю Россию община, существующая много лет, входящая в признанную и поддерживаемую федеральными властями централизованную структуру. На нее смотрят как на пример группы по всей стране: если сумеет она выстоять и наладить долгосрочную работу, значит у таких общин нового поколения в нашей стране есть возможности работать легально и открыто.

Лидер «Аркама» шейх Мухаммад Басыр Гасанов – единственный на сегодня в России доктор Шариата. Он очень авторитетный и влиятельный среди мусульманской молодежи человек.

Община ведет масштабную антиэкстремистскую работу, способствует интеграции кавказской и проч. молодежи в российское общество, помогает ребятам реализовываться как верующим в конструктивном ключе, принося пользу своей религии и родине. «Аркам» провел массовый митинг против террора вместе с православной молодежью в центе Москвы, после которого об общине узнали все.

Таким общинам надо помогать, поддерживать их грантами и административно, способствовать расширению их гуманитарной, социальной, гражданской, патриотической работы, а не давить их. Это будет совершенно правильное и эффективное партнерство государства и религии.

Записал Мансур Алишаев



комментариев