Братья-Мусульмане: мы не будем выдвигать женщину или копта

74-летний д-р Аль-Байюми – замглавы египетского движения Братья-Мусульмане. Помимо своей работы с Братьями он преподает в университете Каира и имеет степень профессора геологии. 18 лет своей жизни он провел в тюрьмах. Последний раз его арестовали в 2006 г. вместе с другими членами Братьев за участие в нелегальном собрании – при Мубараке Братья были запрещенной организацией.

Корреспондент Asharq al-Awsat недавно побеседовал с д-ром Аль-Байюми на тему дальнейших планов Братьев.

Asharq al-Awsat: Рассчитывали ли Братья-Мусульмане, что кто-то из их лидеров будет назначен в состав временного правительства Египта, которое теперь включает и оппозиционеров?

Аль-Байюми: Не в нынешнее правительство и не в какое-либо другое. Мы не требуем доступа к власти, и мы не стремимся занять властные посты или иметь парламентское большинство, как на данном этапе, так и в дальнейшем.

Asharq al-Awsat: Некоторые люди со скепсисом отнеслись к тому, что политическая группировка пошла на такие уступки. Почему Братья-Мусульмане согласились на такие политические уступки?

Аль-Байюми: Потому, что мы видим - есть люди, которые хотят предостеречь остальных против Братьев-Мусульман, и некоторые даже обвинили Братьев-Мусульман в стремлении присвоить молодежную революцию, несмотря на то, что мы прожили эту революцию с самого первого дня, и у нас есть свои шахиды. Тем не менее, мы лишь хотим быть партнерами народа, ведь мы объявили, что мы и сами из народа, и что мы не хотим придти к власти, сформировать правительство или даже выдвинуть кандидатов, чтобы добиться парламентского большинства. Наша цель – реформы.

Asharq al-Awsat: Однако в Пятницу Победы (18 февраля, прим.ред.) мы видели попытки некоторых деятелей Братьев-Мусульман превознести свою роль, которую они сыграли в египетской революции. И проповедь д-ра Юсуфа Аль-Кардави на площади Тахрир тоже придала событиям некоторый «оттенок» Братьев-Мусульман. Как вы это прокомментируете?

Аль-Байюми: Во-первых, Аль-Кардави – слишком крупный деятель, чтобы его можно быть включать в конкретную категорию или группу, он возглавляет Международный союз мусульманских учёных (IUMS), а это означает, что он пользуется поддержкой всех мусульманских ученых, и его присутствие на площади Тахрир было выражением не столько его личной позиции, сколько его позиции как главы IUMS. Будет нелепо предположить, что все, кто присутствовал на площади Тахрир в Пятницу Победы, были членом Братьев-Мусульман, или что все присутствовавшие – египетские националисты. Аль-Кардави приняли даже копты, его пятничная проповедь была адресовала всем египтянам, и эта революция тоже принадлежит всем египтянам.

Asharq al-Awsat: Если у Братьев-Мусульман нет никаких властных амбиций, то почему это не просто миссионерская организация, занимающаяся религиозным призывом?

Аль-Байюми: Политическая работа – неотъемлемая часть исламской работы, поскольку Ислам – всеохватывающая религия. В свете происходящих в стране событий наш долг – выдвигать идеи, участвовать, приносить жертвы. Те, кто не хочет этого понимать, видимо, не смогли понять происходящего в Египте.

Asharq al-Awsat: Теперь ваши требования удовлетворены, и бывший президент Хосни Мубарак ушел из власти. Что дальше на повестке у Братьев-Мусульман?

Аль-Байюми: Это неточное утверждение, ведь это было не только наше требование, а требование всего египетского народа. Каждый должен знать, что оставшиеся персонажи павшего режима продолжают свою теневую игру, и что некоторые деятели того режима предпринимают действия и пытаются вернуть себе контроль, стараются обратить революцию. Некоторые деятели прежнего режима все еще остаются на политической арене, в т.ч. министр парламентских дел Муфид Шахаб, а он вместе с бывшим спикером парламента Ахмедом Фатхи Саруром – был ключевым участников разрушения конституции и законов. В добавление к этому, остаются вопросы по поводу остальных требований, выдвинутых египетской революцией и все еще не удовлетворенных, в т.ч. режим чрезвычайного положения, при котором мы живем более 30 лет, а также органы госбезопасности, которые подобно спруту опутали и опустошили страну.

Asharq al-Awsat: Устраивает ли Братьев-Мусульман уход Мубарака из власти, или же вы будете добиваться правосудия над ним в отношении источников его богатства или политики бывшего режима?

Аль-Байюми: Суд над режимом неизбежен, суд над всеми членами режима. Достаточно вспомнить, что погибло 365 человек (в ходе египетской революции, прим.ред.), и мы не знаем, кто несет ответственность за их убийство при помощи артиллерии и танков. Общественность требует, чтобы официальных лиц, ответственных за случившееся в стране, предали суду, и приоритет, конечно, должен быть отдан суду за убийства, совершенные против этого народа. Странно то, что мы допрашиваем министра внутренних дел Хабиба Эль-Адли по обвинению в коррупции, а не судим его за приказ убивать людей на улицах.

Asharq Al-Awsat: Если другая партия выдвинет в президенты женщину или копта, и этот кандидат победит в выборах, как отнесутся к этому Братья-Мусульмане?

Аль-Байюми: Если египетский народ сделает такой выбор и проголосует, мы не будем возражать, но, к примеру, разве может мусульманин стать президентом США, Франции или Италии? Конечно, формально этому ничто не препятствует, однако решения принимает большинство, а в Египте большинство – мусульмане, и в таком случае почему на Братьев-Мусульман так нападают, когда мы об этом говорим? Братья-Мусульмане смотрят на этот вопрос, исходя из ответственности и задач этого поста, в т.ч. задачи стать лидером мусульман. Способен ли немусульманин или женщина взять на себя такую ответственность? Тем не менее, если женщина победит в выборах, мы не будем выступать против этого, мы примем этот выбор, хотя наша собственная позиция внутри партия вполне конкретная – мы не будем выдвигать женщину или копта.

Asharq Al-Awsat: Некоторые люди считают, что Египет может подвергнуться международной или даже региональной изоляции, если Братья-Мусульмане придут к власти, как случилось в Палестине после прихода к власти Хамас. Каково ваше мнение на этот счет?

Аль-Байюми: Мы сильнее всех египтян хотим, чтобы Египет вернулся в арабскую и мусульманскую общину, ведь изоляция Египта от арабского и исламского мира возникла только из-за подписания Кэмп-дэвидского соглашения, и мы хотим вернуться в арабский мир и вернуть его международный статус и престиж. Мы самым убедительным образом призываем к развитию связей с арабскими странами и исламской уммой, мы хотим восстановить Египет в его статусе передовой державы арабского мира.

Asharq Al-Awsat: Братья-Мусульмане выражали заинтересованность в связях с оппозиционными партиями. Будете ли вы придерживаться такой политики после успешной революции?

Аль-Байюми: Конечно. Мы по-прежнему заинтересованы в общении с каждым, пока это соответствует интересам общества.

Беседовал Шабан Абдул Саттар

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру



комментариев