Чем отличается аль-Маварди от Макиавелли? Мусульманский политический консалтинг



Чтобы понять, какую роль сыграл ученый аль-Маварди в истории мусульманского мира, нам нужно сделать небольшое отступление и понять, на чем держится политическая власть в современном мире. Пристальное изучение западных стран показывает, что здесь власть держится не только на боеспособных армиях, укомплектованных по последнему слову техники.

Макиавелли и основы политического консалтинга на Западе

Власть в современном мире в огромной степени держится на армиях политических советников и консультантов. Эти советники и консультанты пчелиным роем облепляют кабинеты министров, президентские администрации и политические партии во всех западных странах.

Их работа заключается в том, что они анализируют текущую ситуацию, все возможные сценарии ее развития, эффективные способы влияния на нее и предоставляют политикам обоснованные рекомендации и консультации, какие решения в каждой конкретной ситуации принять. Без подобных консультаций современные политики не делают, практически, и шага.

Сфера политического консультирования, или консалтинга на Западе берет свое начало от средневекового политического философа Никколо Макиавелли, который в начале 16 века занимал во Флоренции пост государственного секретаря. Наиболее известным сочинением Макиавелли, посвященном вопросам политической власти и методам ее укрепления, является его труд «Государь», опубликованный в 1532 году.

Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления. В своих трудах он утверждал, что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь ради достижения поставленной цели. Именно в этом подходе кроются корни циничного подхода «цель оправдывает средства».

Он также утверждал, что существуют два способа достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй — диких животных. Правители, на его взгляд, должны уметь пользоваться обоими способами.

Таким образом, Макиавелли полностью освободил политику от принципов морали и нравственности. Именно поэтому политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали, принято называть «макиавеллистской».

Для внимательного наблюдателя очевидно, что именно на этих принципах сегодня базируется политика большинства современных западных стран. Особенно, когда дело касается достижения собственных интересов на международной арене, подавления независимой воли других стран, в первую очередь, мусульманских.

Рождение мусульманского политического консалтинга

В последние годы существования Аббасидского Халифата его положение значительно ухудшилось по причине ослабления централизованной власти халифов. Власть из их рук вырывали все, кому не лень, - мамлюки, собственные министры, правители и губернаторы провинций и отдаленных регионов.

Некоторые губернаторы, не находя в этом ничего предосудительного, объявляли о своей полной независимости от Багдада – столицы Аббасидского Халифата. Или же сохраняли с Багдадом и правящей династией чисто номинальную связь, которая была обозначена только на словах.


В этой атмосфере багдадские халифы остро нуждались в любой политической, экономической, военной, дипломатической и даже консультационной поддержке для сохранения единства Халифата. Именно на этот период конца 10 и первой половины 11 веков, когда у власти находились два халифа аль-Кадир би-л-Ляхи и его сын аль-Каим би-амри-л-Ляхи, пришелся жизненный путь величайшего мусульманского ученого аль-Маварди.

Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хабиб аль-Маварди (известный в Европе под латинским именем Alboacen) был мусульманским правоведом шафиитской школы, который внес значительный вклад в толкование Корана, науку о хадисах, филологию, этику и литературу.

Однако наиболее яркой страницей его биографии является тот факт, что, благодаря своим глубоким познаниям в области мусульманского политического права, он был привлечен халифами аль-Кадиром и аль-Каимом в качестве политического консультанта.

Образование и научная деятельность

Аль-Маварди родился в городе Басре в 364 году по хиджре, или в 972 году по христианскому летоисчислению. Его отец работал продавцом розовой воды (араб. «аль-маъ аль-варди»). Именно от этого названия профессии отца и произошло имя «аль-Маварди». В Басре аль-Маварди начал изучать фикх (мусульманское право) у ученого Абу аль-Вахида ас-Симари.

Через некоторое время отец аль-Маварди переехал с ним в Багдад, где он продолжил свою учебу у двух шейхов Абу Хамида аль-Исфараини и Абду-л-Лаха аль-Баки. Аль-Маварди был учеником исключительной одаренности и прилежания. Вскоре он овладел глубокими знаниями по фикху, хадису, толкованию Корана и литературе.

Как только аль-Маварди достиг должного уровня знаний, он приступил к преподаванию. Причем некоторые свои уроки он давал в Багдаде, а другие – в Басре. Со временем его вся преподавательская деятельность переместилась в Багдад, где он обучал студентов науке хадиса, толкованию Корана и писал по этим дисциплинам книги.

Особенно выдающимся является его вклад в разработку правовых тем, касающихся вопросов власти и политики, которые сегодня известны под общим названием «политический фикх». В этой области он подготовил ряд фундаментальных трудов, наиболее известными из которых являются «аль-Ахкаму с-Сультанийя» (Положения власти), «Кануну ль-визара» (Канон министерства), «Китабу н-Насихати ль-Мулюк» (Книга наставлений Правителям).

В своих политических трудах аль-Маварди сформулировал принципы политической науки, рассматривал и анализировал обязанности и ответственность халифов, главного министра, кабинета министров, их взаимоотношения друг с другом и с народом. Большое внимание он уделял вопросам эффективного функционирования государственной власти в состоянии мира и войны.

Аль-Маварди детально разработал принципы избрания халифа и качества избирателей. Он выступал против наделения региональных губернаторов неограниченной властью, которая приводила к их выходу из под централизованной власти халифа.

Кроме политических трудов, среди его наиболее заметных книг значатся «Адабу д-дунья ва д-дин» (Светская и религиозная этика), «Китабу ль-амсаль» (Книга притчей), «Маърифту ль-фадаиль» (Знание добродетелей) и другие. Что касается его «Адабу д-дунья ва д-дин», то она явилась на тот момент настоящим шедевром мусульманской этики.

Книги аль-Маварди до сих пор весьма популярны книги в мусульманском мире, переведены на многие языки и разошлись по всему миру. Вклад аль-Маварди в разработку политического фикха был продолжен другим крупнейшим исламским мыслителем ибн Хальдуном, который известен в истории, как отец мусульманской политической истории и социологии.

Государственная служба

Аль-Маварди был весьма набожным и религиозным человеком и при этом имел хорошие отношения с халифом и государственными деятелями своей эпохи. Халиф доверял ему и со временем сделал его послом и посредником между в отношениях с государствами Буидов (Бану Бувайх) и Сельджуков.

Аль-Маварди служил в качестве судьи в нескольких районах Ирака, включая Багдад. Он начал свою судебную карьеру с самой низшей судебной должности и завершил ее с титулом «кади аль-кудат» (судья судей) в должности главного судьи Аббасидского Халифата.

Благодаря своим глубоким познаниям, большой набожности, честности и преданности идеалам сильного и единого мусульманского государства, аль-Маварди снискал любовь и уважение со стороны правителей. Сильные мира сего начали осыпать и одаривать его подарками, всячески выражать свою признательность и почтение.

Аль-Маварди поручались самые сложные и ответственные вопросы повышения эффективности халифской власти. В период ослабления Халифата, внутренних распрей и мятежей, когда халиф осознал крайнюю необходимость укрепления политического единства всего государства, аль-Маварди было поручено написать полное описание прав и обязанностей халифа, проистекающих из исламских первоисточников.

Другими словами, аль-Маварди готовил и доносил до власти детально разработанные рекомендации и профессиональные консультации, основанные на принципах Шариата, текстах Корана и Сунны, глубоком знании политической и социальной ситуации в Халифате. Это и было наиболее ярким воплощением мусульманского политического консультирования.

Причем данное политическое консультирование, в отличие от Европы, разрабатывалось и проводилось в жизнь не беспринципными властолюбцами, а крупнейшими мыслителями, знатоками Корана, хадиса. Особе внимание стоит уделить на тот факт, что на фоне Макиавелли, полностью устранившего мораль из сферы политики, аль-Маварди, являвшийся автором крупнейших трудов по мусульманской этике, наоборот, всячески привносил в политику принципы исламской нравственности, богобоязненности и набожности.

Особенности политической теории и практики аль-Маварди

На данный аспект научной и политической деятельности аль-Маварди стоит обратить особо пристальное внимание, поскольку именно он, как нельзя лучше, отражает глубочайшую разницу между западным и мусульманским подходом к политике. В этом отношении ключевой является работа аль-Маварди «Адабу д-дунья ва д-дин» (Светская и религиозная этика), посвященная возрождению нравственности в мусульманском обществе.

Причем эта книга не ограничивалась чисто теоретическим обзором вопросов морали и нравственности, а была ориентирована на их реализацию на практике и все более широкое их продвижение в обществе. В ней содержатся ценные замечания, идеи, предложения и целые программы необходимых реформ в нравственной, социальной, образовательной и политической сферах. Причем эти рекомендации касаются как отдельных мусульман, так и всего общества.


Аль-Маварди был убежден в том, что оздоровление и укрепление нравственности невозможно только в религиозной сфере в отрыве от мирской жизни. Особенно в отрыве от такой ее существенной и определяющей сферы, как политическая. На его взгляд, полное нравственное оздоровление общества невозможно без оздоровления политической элиты.

По этому поводу в книге аль-Маварди содержится ценное замечание, которое полностью контрастирует с позицией Макиавелли «цель оправдывает средства». Аль-Маварди, в частности, подчеркивает, что мусульманин не должен стремиться к власти и богатству самим по себе, но только как к необходимым средствам, которые помогают ему в решении мирских дел, укреплении нравственности, богобоязненности и обретении милости Аллаха в мире вечном.



комментариев