Саудовская фетва вызвала противоречивые мнения


Новая фетва советника дворца саудовского короля шейха Абдульмухсина аль-Абикана, в которой даётся разрешение женщине путешествовать и совершать поездки без махрама (махрамом для женщины является муж, а также ее близкие родственники) «при условии безопасности пути, а также с учётом того, что по прибытии её встретит махрам», вызвала много споров не только в учёных кругах, но и среди пользователей интернета.


Противники этой фетвы апеллируют к хадисам пророка, в которых говорится о запрещении женщине совершать поездки (в т.ч. хадж) без сопровождения махрама. Сторонники указывают на илля (причина, на которой базируется вынесение того или иного решения, используется правоведами в методе «суждение по аналогии») этого запрета, суть которой состоит в боязни за жизнь, здоровье и честь женщины, а если отсутствует причина для запрета, значит, отпадает и сама необходимость в запрете.

К тому же они приводят другие хадисы, а также мнения ученых, из которых следует, что женщине разрешается совершать дальние поездки без сопровождения махрама. Своих оппонентов они спрашивают: «Почему же в нашем обществе, где повсеместно распространена практика найма на работу женщин из других государств, которые прибывают сюда без махрама, никто даже не поднимает вопрос о легитимности их присутствия на территории нашей страны с точки зрения шариата?»


Одни учёные называют фетву шейха Абикана «прозападной», направленной на разрушение патриархального уклада жизни в Саудовской Аравии. Другие же считают, что запрет, который укоренился в умах жителей арабских стран, больше связан не с вопросами Фикха, сколько с местными обычаями и стереотипами.

Сам шейх Абикан подверг резкой критике противников этой фетвы. В своём интервью саудовской газете «Рияд» он заявил: «Я поражаюсь ханжеству и лицемерию моих оппонентов. Они сами берут к себе на работу в качестве горничных, нянек и воспитательниц своих детей женщин из-за границы. И их нисколько не смущает тот факт, что эти женщины прибывают к ним без сопровождения родственников мужского пола.

Ведь причина запрета в хадисе пророка очевидна она продекларирована боязнью за то, что может случиться с женщиной во время пути в отсутствии защитника в виде родственника мужского пола. Этот запрет был особенно актуальным в те времена, когда путешествия или дальние поездки действительно представляли большую опасность для каждого человека будь-то мужчина или женщина. В наше время, когда используются современные средства передвижения достаточно безопасные и комфортные, и время в пути занимает день или два, а в самолёте считанные часы, этот запрет просто неактуален.

Что же касается того, что женщина может быть подвергнута словесным оскорблениям или домогательствам со стороны неизвестных, то это может произойти и через телефон, а также на рынке или в школе. Впрочем, напасть на неё могут и тогда, когда она находится у себя в доме и в этом случае присутствие махрама не на много обезопасит её. И мало чем он сможет помочь ей, если, допустим, произойдёт нападение вооружённых бандитов на пассажиров самолёта или другого транспортного средства.


Вообще, когда дело касается запретов, то мы современные ученые должны быть очень осторожны в своих решениях и нам надлежит учитывать обстоятельства времени и места. Также нам следует учитывать причину того или иного запрета и ни в коем случае не подходить к вопросам фикха поверхностно. Ведь за этими решениями стоят жизни людей. А нашей задачей является облегчать им жизнь в рамках шариата. Аллах Тааля говорит в своей Священной Книге: «И Мы не сделали вам затруднений в религии». Пророк Мухаммад изрёк: «Облегчайте, но не затрудняйте». Аиша говорила: «Когда перед пророком стояла какая-либо задача, он всегда выбирал самое лёгкое решение, если только оно не вело к греху».


Таким образом, наша религия это религия разума и размышления, в которой на всё есть свои причины и логические выводы, направленные на благо человека. И в ней не может быть запретов ради самих запретов.
Что касается противников этой фетвы, то я бы посоветовал им быть последовательными в своих размышлениях. Как, например, можно запрещать женщине водить машину самой и в тоже время разрешать ей пользоваться услугами водителя, который зачастую является для неё совершенно незнакомым мужчиной? А как быть студентке, которая учится в другом городе? И если продолжать дальше, то можно дойти до полного маразма.


У нас есть много доказательств того, что во времена праведных предшественников женщины совершали поездки без сопровождения махрама. Среди них случай, упоминаемый в книге имама Бухари, в котором рассказывается о том, что Умар ибн аль-Хаттаб разрешил жёнам пророка (матери правоверных) совершить хадж в сопровождении Усмана ибн Аффана и Абдурахмана бин Ауфа. Об этом знали многие другие сподвижники, и никто не запретил им этого. Некоторые жёны пророка отказались от поездки, но причина их отказа была вовсе не в запрете путешествовать без сопровождения махрама».
Следует заметить, что новая фетва шейха Абикана совпала по времени с постановлением Министерства труда Саудовской Аравии, в котором даётся разрешение женщине работать в таких отраслях промышленности и торговли, которые считаются типично женскими: на швейных фабриках, в отделах торговли женской одеждой и косметикой и т.д.

Перевел Арслан Тимербулатов специально для Ансар.ру



комментариев