Можно ли совершать желательные намазы, если есть пропущенные обязательные?

Вопрос:

Ассаламу алейкум! В молодости я часто пропускал обязательные молитвы из-за лени и мирских забот, хотя понимал, что их совершать необходимо. Хвала Аллаху я покаялся пред Ним, теперь не пропускаю молитвы и потихоньку возмещаю все пропущенные намазы. Также стараюсь совершать и желательные молитвы. Но недавно я услышал от друга, что читать желательные намазы в то время, как на мне «висят» обязательные, нельзя. Так ли это? И есть ли мнение ученых, что и их можно совершать? Для меня это важно, потому что я не хочу упускать вознаграждение за их совершение. БаракаЛЛах!

Ответ:

Мукаддас Бибарсов, муфтий Саратовской области

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ним до Судного дня!

Я воздаю хвалу Аллаху за то, что он наставил вас на путь истины и даровал возможность соблюдать пятикратную молитву, воздавая Ему хвалу. Также я прошу Аллаха наставить на путь истины всех пропускающих молитвы и проявляющих небрежность в отношении них. Молитва – это основа и опора ислама. Пропускать ее опасно. Мы должны должным образом относиться к ней и побуждать наших близких быть серьезней, когда дело касается намаза.

Что касается вашего вопроса, дорогой брат, то в начале необходимо отметить следующее. Все мусульманские ученые с самого зарождения ислама были единогласны в том, что пятикратная молитва – это обязанность мусульманина и мусульманки. Не было среди них тех, кто сказал бы, что она является всего лишь желательной, и что ее можно пропускать, потому что её целью является лишь поминание Господа, а это можно сделать и другим образом.

Также мусульманские ученые, за исключением некоторых из них, придерживались мнения, что молитву, пропущенную специально, по лени, забывчивости, форс-мажорной ситуации или небрежности, обязательно нужно совершить при первой же возможности. В достоверном хадисе сказано: «Кто забудет о молитве или проспит её, то искуплением за неё будет её совершение, когда он вспомнит о ней» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Теперь поговорим о совершении желательных молитв, когда на вас, как вы сказали, «висят» обязательные намазы. Среди мусульманских ученых есть разногласие относительно этого вопроса. Например, ханафитские ученые посчитали, что совершение таких молитв нежелательно, кроме намазов раватиб, которые совершаются до и после обязательных молитв. То есть, по их мнению, вам нужно совершать обязательные намазы, до и после них можно совершать намазы раватиб, также нужно восполнять ранее упущенные намазы, а остальные желательные намазы совершать нежелательно, потому что заниматься в этом случае лучше восполнением пропущенных молитв.

Среди мусульманских ученых есть и те, кто разделяет между молитвами, пропущенными по уважительной причине, и молитвами, пропущенными специально. Есть и те, кто говорит, что если человек не занят возмещением пропущенных молитв, то нет проблем в том, чтобы совершать желательные.

Подытожив слова мусульманских ученых, скажу, что все они единогласны в том, что возмещение молитвы более важно, чем совершение желательных молитв, потому что первые являются обязательными, а вторые желательными. Поэтому в первую очередь вам необходимо стараться делать упор именно на возмещение. Посчитайте сколько молитв в общем вы пропустили и совершайте их каждый день по мере возможностей.

Что касается совершения желательных молитв, то посоветую вам, если вы сильно хотите их совершать, ограничиться совершением желательных намазов, у которых есть определенная причина для совершения, как намазы раватиб, тахийят-намаз и другие. В остальное же время старайтесь «избавиться» от долговых молитв. В этом будет благо для вас иншааЛлах.

Прошу Аллаха помочь вам и укрепить на Его пути! Аминь!



комментариев