Исламская экономика – средоточие реализма и прагматизма

Что означает реализм в контексте исламской экономики и финансов?

В контексте характеристик исламской экономической и финансовой системы реализм означает, что предписания исламского закона (Шариата) всегда касаются вещей, существующих в реальном мире, в натуральной реалистичной форме.

Шариат не приемлет предварительных допущений или гипотез о будущих результатах, исходах или реакциях; в нем постановления попросту не могут основываться на допущениях или предположениях о будущем поведении экономических агентов или значениях различных экономических переменных.

Далее, независимо от того, какие предположения, ожидания и надежды имеют экономические агенты или участники сделок, это никак не влияет на постановления Шариата. Постановления Шариата берут за основу только реальные факты и произошедшие в реальной жизни события.

Корни реализма в исламском законе связаны с источниками Ислама – Кораном и Сунной. Коран был ниспослан по сути в качестве комментариев и отклика к событиям и делам реальной жизни Пророка Мухаммада, его сподвижников и общины за 23-летний период откровений.

Во время этого периода откровений, если происходило какое-то событие, ниспосылалось несколько аятов из Корана, в которых было дано шариатское постановление по поводу соответствующего события. Таким образом, Коран увязал исламский закон с реальными делами и отношениями безо всякой теоретизации и гипотетических суждений.

В Сунне Пророка Мухаммада (мир и благословения ему) мы постоянно сталкиваемся с высказываниями Пророка о том, что не следует задавать вопросов о предположительных событиях, случаях и раскладах, или касаться деталей, не затронутых в откровении.

Более того, реализм Шариата заложен и в согласованности с человеческой натурой (фитра), которая подчеркнуто упоминается в нескольких высказываниях Пророка Мухаммада. Иметь дело с фитрой – означает иметь дело с реальностью и фактами, а не фантазиями и выдуманными предположениями.

Реализм заложен в базовых столпах исламской экономической системы, так же как и исламских норм ведения бизнеса. Это можно заметить по прагматичному и гибкому сочетанию частной и государственной собственности. Такое сочетание отражает реальную жизнь, которая происходит на практике, а не теоретические догматы, как в капитализме и коммунизме.

Точно такой же реализм можно найти и в исламском подходе к экономической свободе, который занимает положение ровно посередине между политикой невмешательства в экономику и тоталитаризмом. Он отражает неограниченную свободу, с которой мужчины и женщины могут принимать экономические решения в рамках, установленных законом для товаров и сделок.

Более того, при всем идеализме религии, направленной на спасение в мире ином, исламская экономическая и финансовая система приземлена - она признает человеческие материальные потребности, стремление к удовольствию и накоплению богатства, не пытаясь подавить их. Что еще более важно, такие потребности и стремления используются для поощрения добрых дел – материальные удовольствия Рая для праведников подробно описываются в Коране и Сунне.

Можно привести примеры того, как в исламских законах ведения бизнеса обосновывается реализм. Приведем примеры из юридической теории обменных контрактов, теории обязательств и финансов.

В обменной теории договора продажи могут заключаться только по тем товарам или правам, которые могут быть фактически поставлены, такие как сырье и товары, право пользоваться имуществом и права публикации. То есть, нельзя заключить контракт на непойманную рыбу или птицу, которая все еще летает в небе.

По тому же правилу, согласно исламскому Шариату нельзя торговать индексами Dow Jones и Standard and Poor’s – ведь они не являются фактическими товарами или благами.

Аналогично, человек не может продать товары, которыми он/она не владеет – договор продажи должен основываться на фактической способности осуществить поставку.

Такие предположения, что есть некая рыба, которая будет поймана, или дичь будет добыта, или же индекс является умозрительным показателем определенного объема товаров и имущества, не являются достаточными условиями для заключения исламского договора обмена.

Аналогично, в теории гражданской ответственности Шариат всегда обращает внимание на материальный ущерб и причинителя этого ущерба, но игнорирует эмоциональный и психологический урон – не потому, что их не существует как таковых, а поскольку невозможно их реалистично оценить в материальных измерителях. Поэтому исламская теория считает эмоциональный, психологический и прочий неосязаемый ущерб наказуемым, но не подлежащим компенсации.

В сфере исламских финансов на аналогичном аргументе основывается запрет рибы (ссудного процента). И выгода заемщика, и потери заимодавца в договоре о ссуде являются или предположительными, или вообще не могут быть оценены без теоретических допущений.

С другой стороны, выгода, приобретаемая от ссуды заемщиком, признается, но поскольку ее нельзя измерить, компенсация за нее должна быть оставлена на суд Всевышнего – за нее будет положена награда в Раю. Несмотря на запрет ссудного процента, инвестиции в акции допустимы, поскольку эквивалентны распределению фактических результатов предприятия.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев